Власти борются за поставки товаров в Крым в ручном режиме
Первая попытка российских властей установить жесткие правила на таможне в Крыму привела к остановке поставок продуктов питания с Украины 17 мая. Проблему решили за три дня в ручном режиме, рассказал РБК министр по делам Крыма Олег Савельев. Он считает, что такого больше не повторится: еще до конца переходного периода в Крыму введут свободную таможенную зону, и товары будут проходить без ограничений. Но преодолевать политические осложнения бизнесу по-прежнему непросто, даже с помощью властей.
С 26 мая Министерство аграрной политики и продовольствия Крыма ужесточило запрет на поставки ряда продуктов из Крыма на Украину, усмотрев угрозу для продуктовой безопасности в республике. Если раньше было запрещено поставлять только пшеничную муку, масло, сахар и спирт, то теперь запрет распространился на мясо и мясопродукты, молочную продукцию, колбасные изделия.
Поставки местной продукции из Крыма в Россию местные власти не ограничивали, хотя и объявляли об этом 23 мая, сказала РБК пресс-секретарь Министерства аграрной политики Крыма Екатерина Мошкина. «У нас все меняется очень быстро. По российскому законодательству, между регионами России таможня не имеет права задерживать», — пояснила она.
По информации министерства, риск перебоев с некоторыми продуктами в Крыму все же высокий. «Некоторые продукты украинцы уже не поставляют, а российские поставщики — еще не поставляют. Например, некоторые молочные продукты уже не поступают с Украины», — пояснила Мошкина. Гендиректор местной торговой сети «Велика кишеня» Игорь Душко ранее говорил РБК, что доля украинской продукции занимает не менее 80% полок крымских магазинов, продукция крымских производителей способна обеспечить не более 2% потребностей.
«Месяц назад украинские дистрибьюторы перестали поставлять продукты на полуостров мелким сетям. Если Крым окажется в ситуации, когда поставки прекратятся и для крупного ритейла, товарных остатков хватит на неделю», — отмечает директор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий. Доля в продажах большого сетевого ритейла — 35%. Поэтому пока поставки из Крыма были приостановлены письмом министерства на таможню, объясняет Мошкина.
Проблемы с поставками по тем или иным причинам наблюдаются во всех отраслях, вздыхает Олег Савельев. «Это действительно существенный слом», — говорит он, перечисляя проблемы бизнеса: разрыв связей с поставщиками, потребителями, вынужденная переориентация бизнеса. Хлопот добавляют и политические оппоненты, которые давят на собственников международных компаний, признается министр. Поэтому поставщиков иногда приходится «подталкивать» в Крым.
Миэкономразвития на прошлой неделе направило письмо российским автопроизводителям с просьбой обратить внимание на поставки в республику. «Проблема связана с тем, что зачастую политика побеждает здравый смысл. У нас многие автопроизводители имеют зарубежных собственников», — отмечает Савельев. Еще один пример — магазин «Ашан», который был подразделением украинской сети. «После присоединения была целая процедура очень непростых переговоров, чтобы перевести крымский «Ашан» в качестве подразделения российского «Ашана», — рассказывает министр.
Связи рушатся по многим предприятиям. «Мы ведем постоянный мониторинг и стараемся оперативно подставлять плечо: завезти часть сырья и обеспечить выход на российский рынок продукции», — говорит Савельев. Примеры успеха уже есть: крымский завод «Фиолент», по словам чиновника, начал поставлять в Россию электрооборудование, замещена часть поставщиков завода «Крымская сода».
Другим поставкам власти России не слишком рады, рассказал министр: серый поток транзитом создает угрозу. «Получится беспошлинный проход товаров на российский рынок — это не очень хорошо», — отмечает он. Сегодня, по словам Савельева, эта проблема решается тоже в ручном режиме — заграничные товары без сертификатов не пускают в другие регионы. «Это территория России, на которой российских документов сейчас нет. Приходится выбирать разумные способы регулирования остальных ограничений, чтобы мы не создавали коллапсы и пробки в жизнедеятельности, которая и так сейчас с большим трудом осуществляется», — поясняет он.
То, что властям приходится выбирать такие методы регулирования, сейчас неудивительно, считает завкафедрой Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития Андрей Спартак. Логистические схемы пока менять нецелесообразно, а выстраивать новое регулирование в режиме особой зоны придется долго. «Сейчас это все будет сводиться к временным и чрезвычайным мерам», — прогнозирует он.Источник: РБК daily