В России создается агентство по привлечению инвестиций
До конца года на базе Минрегиона будет создано Российское агентство по привлечению инвестиций, которое станет «единым окном» для иностранных инвесторов и посредником между регионами и потенциальными вкладчиками. Сначала новую структуру возглавит министр регионального развития Игорь Слюняев, а позже будет объявлен конкурс на поиск руководителя. Денег из бюджета новая структура не потребует.
Рассмотреть вопрос о создании российского агентства по привлечению инвестиций в регионы поручал в сентябре в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев. Новая структура должна стать «службой одного окна» для иностранных инвесторов, отмечал он. Агентство планируется создать уже до конца этого года на базе Минрегиона в виде некоммерческой организации. Соучредителями выступают Национальный совет по развитию инвестиционного климата, Всемирная ассоциация инвестиционных агентств (WAIPA) и российские региональные инвестагентства.
На начальных этапах новую структуру возглавит министр регионального развития, а позже руководителя агентства будут искать на конкурсных условиях, пояснил РБК daily сам глава Минрегиона Игорь Слюняев. Изначально инициатором создания агентства выступил Национальный совет по развитию инвестклимата, проект обсуждался более двух лет, говорит председатель совета Юрий Войцеховский. Структура должна стать посредником между региональными инвестагентствами и международными организациями.
Как следует из презентационных материалов Национального совета (есть в распоряжении РБК daily), основными целями нового агентства станут обеспечение коммуникации с иностранными инвесторами (в том числе с помощью создания специализированного портала Invest in Russia и реестра инвестпроектов), координация работы региональных агентств, внедрение единых стандартов обслуживания инвесторов, предоставление рекомендаций регионам, поддержка в продвижении российского бизнеса за рубежом, сопровождение и поддержка инвесторов (предварительный подбор регионов, подготовка инвестплощадки, организация софинансирования и господдержки и др.), замещение бюджетного финансирования частным для ряда региональных проектов.
В работу агентства также планируется более активно вовлекать институциональных инвесторов (пенсионные, суверенные, паевые, хедж-, эндаумент-фонды, страховые компании, фонды прямых инвестиций). 80% всех инвестиций в мире делается за счет капитала институциональных инвесторов, общий объем активов под управлением таких вкладчиков оценивается более чем в 70 трлн долл., однако в России институциональные инвесторы представлены в основном как краткосрочные инвесторы в стандартные инструменты — акции и облигации, говорится в материалах.
Три важнейших фактора для привлечения инвестиций — размер рынка страны, наличие ресурсов и «эффективность иностранных инвестиций», говорит глава WAIPA Карлос Бронзатто. «По первым двум пунктам Россия попадает прямо в яблочко. Рынок в России гигантский. Кроме того, присоединение к Таможенному союзу сделало рынок еще больше, что естественно увеличивает инвестпривлекательность для иностранных инвесторов. Россия весьма богата энергоресурсами. Что касается эффективности, сделано много, чтобы сделать климат приемлемым для инвесторов, но нужно скоординировать эту работу», — добавляет г-н Бронзатто.
Сейчас по объему привлечения прямых иностранных инвестиций Россия находится лишь на 13-м месте. Германия, ВВП которой ниже ВВП России, с 2007 по 2011 год привлекла в два раза больше прямых инвестиций. «Мы единственная страна БРИКС, где нет агентства. Мы внизу БРИКС по росту ВВП, а залог роста экономики — инвестиции. Впервые в России агентство создается с участием международных организаций и региональных инвестагентств, оно будет выполнять функции координатора. Именно по такой схеме создавалось агентство в Швейцарии, где вначале были созданы агентства в кантонах, а потом сформировано федеральное», — поясняет г-н Войцеховский.
Связующее звено инвестструктурам в российских субъектах действительно нужно, признает сотрудник одного из региональных агентств. «Неоднократно на международных выставках к нам подходили инвесторы, но их интересовал, к примеру, не наш регион, а проект в другом регионе. Они начинали нас расспрашивать о проекте, однако мы ничего ответить не могли, так как попросту ничего не знали о нем», — рассказывает собеседник РБК daily. Координатор необходим и самим инвесторам: они признают, что им сложно общаться одновременно с 83 российскими регионами, им важно, чтобы было «единое окно» для взаимодействия, добавляет Юрий Войцеховский.Источник: РБК daily