Усс рассказал, как северянин может стать депутатом Законодательного собрания
Депутаты Заксобрания Красноярского края не смогли решить, что лучше для коренных малочисленных народов народов севера — школа-интернат или кочевая школа. Сегодня, 10 февраля, на сессии Заксобрания края уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в крае Семен Пальчин рассказал, что с каждым годом количество поступающих в вузы из числа коренных малочисленных народов уменьшается.
Он считает, что это происходит из-за низкой мотивации молодежи к образованию, неопределенности при трудоустройстве выпускников, а также из-за социального неблагополучия семей. Депутат Заксобрания Валентина Бибикова пояснила, что для повышения уровня образования коренных малочисленных народов необходимо вместо кочевых школ строить школы-интернаты. По словам депутата, в кочевой школе невозможно получить базовое образование, которое затем позволит поступить в вуз. Решением вопроса может стать строительство школ-интернатов в поселках и на факториях в максимально возможной близости от кочующих оленеводов, считает депутат.
Депутат Василий Нечаев не согласился с мнением Бибиковой и отметил, что, строительство кочевых школ — это желание самих людей, а к строительству интернатов необходимо относится внимательнее, так как само коренное населен на этом никогда не настаивало. По мнению Нечаева, когда ребенка отдают в школу-интернат, его отрывают от родителей и он теряет традиционные навыки.
Подводя итоги дискуссии, спикер Заксобрания Александр Усс пояснил, что решение о том, отдавать ребенка в школу-интернат или в кочевую школу, должны принимать родители. «Если они хотят видеть его депутатом Законодательного собрания или главным врачом больницы народов севера, то они должны с ним попрощаться как можно раньше, дать ему дорогу в жизнь и забыть о нем как о помощнике. Тогда это школа-интернат, а может быть, сразу Красноярск. Если же они хотят его видеть как работника на земле и он этого хочет, то тогда это кочевая школа, где он получит элементарные навыки — читать и писать», — считает спикер.
Депутаты так и не пришли к общему мнению и предложили профильному комитету рассмотреть вопрос об эффективности образовательной системы в отношении коренных малочисленных народов. В частности, комитету предстоит рещить — строить школы-интернаты или отдать приоритет кочевым школам.