«Транснефть» рискует лишиться украинской трубы
Украина может экспроприировать актив, принадлежащий российской госкомпании. «Транснефть» рискует лишиться нефтепродуктопровода, проходящего по украинской территории: местный суд направил на пересмотр дело о праве собственности на эту трубу. На нее приходится 25—30% поставок дизеля на Украину.
Вчера президент «Траснефти» Николай Токарев заявил, что украинская «дочка» «Транснефтепродукта» «Юго-Запад транснефтепродукт» получила уведомление о пересмотре дела о праве собственности на участок российского нефтепродуктопровода, проходящего по территории Украины. Этот вопрос будет рассматриваться в Ровненском городском суде 25 апреля. Представитель суда отказался от комментариев.
По словам Токарева, компания «выиграла все суды, в которых украинские законодатели оспаривали право собственности России на участок длиной 1,5 тыс. км нефтепродуктовой трубы, по которой осуществляются поставки через западные регионы Украины на Венгрию».
Судебная тяжба тянется с 2005 года, Генпрокуратура Украины пытается доказать права Фонда госимущества на этот актив. В марте 2011 года Хозяйственный суд Ровненской области признал правоту Украины, но «Транснефть» и Росимущество оспорили это решение.
Апелляционный суд приостановил производство до получения ответа о результатах рассмотрения дела комитетом по вопросам экономического сотрудничества российско-украинской межгосударственной комиссии.
«Транснефть» ссылается на межгосударственное соглашение от 15 января 1993 года, согласно ему Украина признала права собственности России на расположенные на ее территории объекты, которые к 1 декабря 1990 года находились в ведении органов госуправления России.
Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил РБК, что «принятие решения по участку трубы в пользу украинской стороны фактически могло бы означать ликвидацию самого предприятия, которое не только обеспечивает прокачку российского дизеля в венгерском направлении, но и осуществляет поставки нефтепродуктов на внутренний украинский рынок». По его словам, на эту трубу приходится 25—30% поставок дизеля на Украину.
Всего, по данным «Транснефти», по нефтепродуктопроводу поступает порядка 1,74 млн т дизельного топлива в год. Более 0,8 млн т — транзит в Венгрию.
По спорной трубе поставки дизеля осуществляет «Башнефть», а координатором направления выступает ЛУКОЙЛ. В «Башнефти» РБК сообщили, что «не видят препятствий для продолжения поставок, если же ситуация изменится, будут принимать соответствующие решения».
В случае экспроприации нефтепродуктопровода поставщикам, возможно, придется переориентировать эти объемы дизтоплива на другие направления, что весьма проблематично, учитывая высокую загрузку экспортных трубопроводов, говорит директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов. Аналогичный маршрут по железной дороге может быть дороже примерно на 30%, добавляет эксперт Reuters Александр Ершов.Источник: РБК daily