«Транснефть» отложит запуск двух нефтепроводов из-за медлительности нефтяников
Сразу несколько нефтяных компаний не смогли вовремя предоставить документы о графиках поставок в нефтепроводы Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет. Из-за этого старт проектов может быть отложен на два-три года, заявил вчера представитель «Транснефти». По его словам, компании ссылаются на введенные против них санкции.
Документы с графиком поставок до 2025 года в эти трубопроводы «Роснефть», «Газпром нефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз» должны были предоставить «Транснефти» и Минэнерго до 15 сентября. Такое решение было принято в конце августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщала ранее газета «Ведомости» со ссылкой на протокол совещания. Но этого не произошло, заявил вчера представитель «Транснефти» Игорь Демин. По его словам, большинство компаний нарушили сроки изза внутренних операционных проблем, но объяснили ситуацию введенными против них финансовыми санкциями США и ЕС.
«Некоторые из компаний просто сослались на санкции, чтобы оправдать то, что они не успевают с графиками», — подчеркнул Демин. «Но некоторые все же успели предоставить графики», — добавил он, дав понять, что речь идет о ЛУКОЙЛе, чья доля в строительстве нефтепровода минимальна.
Представители «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ЛУКОЙЛа не ответили на запрос РБК.
Представитель «Газпром нефти» заявил, что свои планы по поставкам изза санкций не меняла. Представитель «Газпрома» заявил, что информация о планируемых поставках углеводородов по нефтепроводу Заполярье — Пурпе будет передана «Транснефти» в ближайшее время.
Проблемы с Заполярье — Пурпе и Куюмба — Тайшет начались задолго до ввода санкций в отношении российских компаний, продолжает Демин. «Все началось еще в начале лета — тогда компании стали заявлять о несогласии с объемами поставок: вместо 15 тыс. т они были готовы поставлять 8 тыс. т, а по факту выяснялось, что и того меньше», — рассказывает он. По его словам, вопрос с объемами решился только после соответствующего заявления Дворковича. «Сейчас по объемам они согласны, но сроки ввода [в эксплуатацию] они смещают», —пояснил представитель «Транснефти». По данным компании, в первые десять лет эксплуатации Куюмба — Тайшет среднегодовая выручка должна составить 35 млрд руб. «При условии, что начало ввода будет сдвинуто, компания понесет убытки. Для нас это чувствительно», — заключил он.
В правительстве никаких уведомлений от компаний не получали, сказала РБК представитель Дворковича Алия Самилуллина. От дальнейших комментариев она отказалась.
Это техническая неурядица, которая, скорее всего, решится до конца года и не принесет серьезного ущерба сторонам, уверен аналитик Альфа-банка Александр Корнилов. Он отмечает, что основной заказчик и потребитель Куюмба — Тайшет — «Роснефть», которая заинтересована в скорейшем начале работы нефтепровода. Проект находится на начальных стадиях строительства, и его замораживание не несет в себе серьезные риски. «С Заполярье — Пурпе ситуация другая, но об этой отсрочке было известно давно — компания должна была быть к этому готова», — заключил аналитик.
До начала строительства трубопровода Заполярье — Пурпе «Транснефть» и нефтедобывающие компании договорились об оплате услуг по принципу «качай или плати», но затем не все компании согласились подписывать договор. «Снижение объемов сдаваемой нефти приведет к изменению сценарных условий проекта по расширению ВСТО и к общему снижению баланса добычи нефти в России», — предупреждал президент «Транснефти» Николай Токарев. В феврале текущего года сообщалось, что общая сумма инвестиций «Транснефти» в развитие системы трубопроводов с учетом нового строительства и расширения трубопроводной системы Восточная Сибирь —Тихий океан (ВСТО) составит до 2020 года 1,99 трлн руб. Из них 663 млрд руб. планировалось направить на строительство новых объектов, оставшиеся 1,350 трлн руб. — на реконструкцию существующей сети нефтепроводов и нефтепродуктопроводов.Источник: РБК daily