Тина Канделаки раскрыла секрет реформы образования
Новые учебные стандарты для старших классов — тема, которая взбудоражила российское общество и вызвала бурные публичные дискуссии. Чтобы разобраться в смысле предстоящих изменений, ведущие программы «Нереальная политика» Тина Канделаки и Андрей Колесников обратились к инициатору реформы. Какие предметы оставят в школах? Зачем школьникам ОБЖ? И не приведет ли реформа образования к понижению его качества? На эти и многие другие вопросы министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко ответил в минувшее воскресенье 27 февраля в эфире канала НТВ.
После того как в СМИ и интернете был обнародован проект новых стандартов для обучения в старших классах, многие оппоненты обвинили Андрея Фурсенко в намеренном развале советской системы образования. В ходе передачи министр подробно прокомментировал все опасения, озвученные в прессе. В первую очередь он поспешил заверить, что обязательных предметов будет введено не менее десяти. Во-вторых, напомнил, что советская система образования тоже не была идеальной: к примеру, в 10-11 классах русский язык в СССР не изучали.
«Нет больше советской системы образования — она разрушена за последние двадцать лет. Более того, она тоже на протяжении своей истории все время менялась. Давайте будем честными. Если люди сегодня плохо пишут и говорят по-русски, это связано с тем, как их учили 5-10 лет тому назад, а не со стандартами, которые до сих пор не приняты», — подчеркнул Фурсенко.
По его словам, проект новых стандартов готовила группа экспертов, отобранная по итогам конкурса. Стандарты планируется принять в обозримой перспективе, но в полной мере переход на них будет осуществлен к 2020 году. Рассказывая о смысле предстоящей реформы, Фурсенко отметил: изменения нацелены на то, чтобы ребята в последних двух классах имели официальное право выбора. По мнению министра, старшеклассники — достаточно взрослые люди, которые в состоянии определить, какие предметы они желают изучать более глубоко, а какие — на базовом уровне.
Ведущая программы Тина Канделаки поддержала этот тезис. Она высказала мысль, что такой подход нацелен на новую модель самореализации человека в обществе: «Вы заставляете школьников и учителей конкурировать с самого начала преподавания или обучения. Россияне привыкли, что все уже предопределено наперед. Между тем здоровая конкуренция — это единственный шанс для всех, кто хочет из одного социального слоя перейти в другой, получить хорошее образование и достойную работу, изменить свой статус».
Одна из основных претензий к новому проекту касалась предмета «Россия в мире», который планируется включить в перечень обязательных предметов наряду с ОБЖ и физкультурой. Андрей Фурсенко представил свое видение новой дисциплины. «"Россия в мире" возникла и начала самоопределяться достаточно давно. Уже тогда мир был глобальным. Грозный вел переписку с английской королевой Елизаветой по поводу предоставления ему политического убежища. Речь Посполитая — нынешняя Польша — по размерам превосходила Московское княжество. Как происходило развитие нашей страны в самых разных аспектах, и как это соотносилось с ситуацией в мире, мне кажется, этот предмет может быть довольно интересным», — высказался Фурсенко.
В ходе беседы министр опроверг слухи о том, что образование в старших классах станет платным. «Существует четкая медицинская норма — ребенку нельзя заниматься в школе более 36 часов в неделю. Все, что подпадает под эту норму, должно оплачивать государство. Тот факт, что количество обязательных предметов сокращается, не означает, что уменьшится нагрузка. Мы планируем делать упор на более глубокое изучение целого ряда дисциплин. В этом и состоит смысл стандартов — хватит порхать по верхам!» — объяснил Андрей Фурсенко.
«Я молю Бога, чтобы мои дети восьми и десяти лет все-таки попали к 10-11 классу под эту программу. Потому что я вспоминаю свои школьные годы — мучительное изучение химии и физики. Однажды я назло преподавательнице получил пять двоек подряд по физике, потому что ненавидел этот предмет. Я понимал, что мне он не нужен. И я очень хочу, чтобы ваша реформа состоялась, но прошла эффективно», — пожелал в ответ Андрей Колесников.
Напоследок Тина Канделаки поинтересовалась у министра, не связывает ли он противостояние новым стандартам в педагогической среде с угрозой, которую они представляют для рынка репетиторства.
«Возможно, здесь и есть какая-то связь, но я не хотел бы об этом говорить. Высказывая подобные подозрения, я могу бросить тень на многих людей, которые возражают против стандарта исключительно по принципиальным и честным соображениям», — ответил министр.
Подводя итоги программы, Тина Канделаки пришла к выводу, что успешная реализация реформы невозможна без участия в ней общества.
«Надо поменять принципы мышления у людей. У нас же никто не верит, что образование необходимо для того, чтобы потом получить хорошую высокооплачиваемую работу, которая даст не просто минимум для существования, а возможность реализовать свои цели и фантазии. Это идеология 21-го века», — заключила телеведущая.