Шедевры от графа и доктора: аукционы старых мастеров проведут в Лондоне дома Sotheby’s и Christie’s
Старые мастера — один из самых устойчивых сегментов рынка искусства. Покупатели картин, рисунков и скульптур мастеров XV—XIX веков находятся всегда и практически в любой стране мира. Проблема лишь в том, что первоклассных работ на рынке становится все меньше. Большинство шедевров намертво осело в музеях, а стоящие работы из старинных дворянских коллекций поступают в продажу редко, и если находятся желающие продать, то такие произведения сразу становятся топами аукционных торгов.
Так произошло и в этот раз: хитом Christie’s на аукционе 2 июля станет картина Яна Стена «Легко пришло, легко и ушло» (7—10 млн фунтов), более четверти века хранившаяся в семье потомков графа Лонсдейла, который приобрел ее в 1763 году. На внушительном полотне с жанровой фольклорной сценкой, написанном одним из гениев нидерландского «золотого века», в качестве беспечного богача — едока устриц художник изобразил себя. На смысл названия работы — изменчивость судьбы — указывает фигура Фортуны в глубине композиции.
Впечатляющим провенансом обладает и другой топ — «Переход Ганнибала через Альпы» Никола Пуссена (3—5 млн фунтов). Работа, представляющая собой едва ли не просто портрет слона (его изображение занимает почти весь холст), берет свое начало из собрания кавалера Кассиано даль Поццо, приближенного папы Урбана VIII и покровителя Пуссена. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, что в картине привлекло Поццо больше — исторический контекст или же изображение диковинного для европейцев 1620-х годов животного.
Не менее громкое происхождение и у шедевров Sotheby’s. На вечерних торгах 3 июля здесь появятся сразу две значительные работы Эль Греко позднего периода: «Распятие» из собрания знаменитого испанского художника рубежа XIX—XX веков Игнасио Сулоаги и «Молитва святого Доминика» из легендарной коллекции доктора и филантропа Густава Рау, завещавшего свое внушительное собрание немецкому отделению ЮНИСЕФ. Обе работы были созданы около 1600 года в родном городе художника, Толедо, а одна из версий молящегося Доменика до сих пор украшает сакристию местного кафедрального собора. Появление на торгах сразу двух столь выдающихся картин Эль Греко — явление уникальное в новейшей аукционной истории. Каждая предварительно оценена в 3—5 млн фунтов.
Еще один именитый лот из собрания Густава Рау — шесть монументальных фресок (каждая размером 271х185 см) барочного мастера Джованни Доменико Тьеполо, старшего сына венецианского гения Джованни Баттиста Тьеполо. Художник, долгое время работавший рука об руку вместе с отцом и испытывавший его сильное влияние, ко времени написания выставленной на торги серии уже приобрел свой неповторимый почерк. В середине 1750-х годов Тьеполо получил несколько персональных заказов на роспись частных дворцов в Виченце. Одним из них было создание шести фресок для палаццо Порто, живописующих жизнь и подвиги нескольких поколений патрицианского семейства. С 1757 года фрески украшали один из залов дворца, а в начале XX века были перенесены на холст и проданы. Музейного качества живописный сет Тьеполо сегодня оценен в 3—5 млн фунтов.
Источник: РБК daily