Семечка не для всех

Оптовые цены на подсолнечное масло за последний месяц выросли на 15–23%, скоро это отразится и на розничных ценах. Среди причин – плохой урожай подсолнечника и падение курса рубля, из-за которого фермерам выгоднее работать на экспорт.

«Сидеть на товаре»

По оценке исполнительного директора Масложирового союза Юрия Морозова, цена сырого масла (базовый продукт, который в дальнейшем может быть отфильтрован, дезодорирован, смешан с другим видами масла и т.д.) на рынке примерно за месяц – с начала октября по 10 ноября – выросла на 19–23% в зависимости от региона, с 28–29 руб. за 1 кг до 34,5 руб. С начала октября оптовые цены на подсолнечное масло выросли на 15–20%, подтвердили РБК в четырех из пяти крупнейших компаниях – производителях подсолнечного масла: в топ-5 входят «Юг Руси», «Солнечные продукты», ЭФКО, «Бунге СНГ» и «Астон» (см. инфографику).

Они утверждают, что рост цен на масло не характерен для данного времени года, но он не связан ни с падением стоимости рубля, ни с продуктовыми антисанкциями России. По данным исполнительного директора аналитического центра «Совэкон» Андрея Сизова, в 2014 году урожай подсолнечника оказался хуже: собрано 8,8 млн т, или на 16% меньше, чем годом ранее.

Но другой производитель рассказывает, что валютный курс сыграл свою роль: фермерам, выращивающим подсолнечник, работа на экспорт кажется все более интересной, они предпочитают «сидеть на товаре» или продавать его переработчикам по завышенной цене. У многих масложировых заводов есть примерно полуторамесячный запас сырья, и именно на нем они сейчас работают, рассказал представитель еще одного крупного производителя масла.

Россия является крупным экспортером подсолнечного масла, и рублевые цены для внутреннего рынка зависят от валютных колебаний, так как при слабеющем рубле производители увеличивают экспортные поставки, зафиксированные в иностранной валюте, объясняет президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По оценке аналитического агентства «АБ-Центр», экспорт подсолнечного масла из России в январе–сентябре 2014 года вырос по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 55,7%, поставки подсолнечного шрота и жмыха (концентрированные комбикорма, продукт переработки подсолнечника на масло) на мировой рынок увеличились на 32,1%.

Альтернативы нет

Подсолнечник есть, но аграрии его не продают переработчикам, они просто ждут дальнейшего повышения цены, подтверждает представитель холдинга «Солнечные продукты» (бренд «Россиянка») Василий Борматин. «За последние месяцы цена на семечку выросла на 40–50% в зависимости от региона», – настаивает он. Сельхозпроизводители значительно подняли цены – по сравнению с прошлым годом семечка этого урожая уже дороже на 35–45%, подтверждает Ляшенко.

Цена на семечку за два месяца с начала сентября выросла более чем на 30% – с 11,5–12 руб. за 1 кг до 15,5–16,5 руб. в зависимости от региона, уточняет Морозов из Масложирового союза. «Производитель вынужден покупать даже за 18 руб., потому что альтернативы на рынке по большому счету нет», – объясняет ситуацию представитель крупного производителя масла.

«У многих переработчиков прошлогодние запасы семечки закончились еще в сентябре, – отмечает гендиректор ЭФКО (бренд «Слобода») Евгений Ляшенко. – С ростом цен на сырье повышается себестоимость готовой продукции, и, учитывая низкий уровень рентабельности, а он и в хорошие годы для переработчиков не превышает 7–8%, мы не можем не повышать цены [для магазинов]».

Бутылка масла емкостью 0,9 л (около 0,8 кг масла) стоит в рознице в среднем 52–53 руб., из которых 27,6 руб. – это цена сырого масла, 10–12 руб. – его переработка и бутылка, еще 5 руб. – пробка и этикетка, уточняет гендиректор аналитической компании «Прозерно» Владимир Петриченко. То есть наценка торговых сетей – 10–15%, рассуждает Петриченко.

По словам других производителей, возможно повышение цен не только на бутилированное подсолнечное масло, но и на продукты, при производстве которых оно используется – майонез, маргарин, кондитерские изделия, хлеб и т.д.

Некоторые поставщики действительно предупредили о возможном повышении цен на 15–20%, сообщил представитель X5 Retail Group (развивает сети магазинов «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов. Пока, по его словам, предупреждения делаются устно, поставщики ссылаются на подорожание сырья у контрагентов. В X5 уже начали поиск альтернативных поставщиков – тех, кто готов работать по прежним ценам.

Некоторые поставщики начали анонсировать повышение закупочных цен от 4% и выше, говорит представитель торговой сети «Дикси» Екатерина Куманина. В пресс-службе «Магнита» от комментариев отказались.

Конечные потребители ощутят повышение цены на масло через пару недель: до конца года цены точно не будут падать, а в феврале, после традиционного постновогоднего оживления продаж, следует ждать нового роста, прогнозируют в крупной компании – производителе подсолнечного масла.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий