Разбили канадцев
Режиссер «Легенды №17» — Николай Лебедев, памятный по «Змеиному источнику», «Поклоннику» и чуть более поздней «Звезде». В роли хоккеиста Валерия Харламова — Данила Козловский, в роли прославленного тренера Анатолия Тарасова — Олег Меньшиков. Вместе они и остальная съемочная группа подарили отечественному кино редкую радость — произвели на свет качественный мейнстрим.
Сюжет фильма имеет отношение к одной из самых драматичных страниц советского спорта — хоккейной суперсерии 1972 года СССР — Канада, встрече любителей и профессионалов. Восемь игр между двумя сборными (четыре в Канаде, четыре в Советском Союзе) должны были выявить лучших. Эта серия официально стала первой очной встречей на льду двух хоккейных систем. Лучшими с перевесом в одно очко стали канадцы, но советские хоккеисты мгновенно превратились в звезд в том мире, где до сих пор почитали лишь своих. Одним из лучших в той серии был и Валерий Харламов.
Фильм, впрочем, не столько об игре, сколько о становлении спортсмена, о воспитании характера, о том, как закалялась сталь. Может быть, не биографическая драма в чистом виде, но именно к этому жанру «Легенда №17» ближе всего. Жизнь Харламова показана фрагментарно. Вот в своем испанском детстве он встречается взглядом с быком, оставшись один на его пути в ходе энсьерро, традиционной гонки от быков. А вот он уже в Москве знакомится с девушкой (Светлана Иванова). Вот благоговейно смотрит на тренера ЦСКА и советской сборной Тарасова, а тот для начала усылает его в чебаркульскую «Звезду» (как трактует картина, для проверки характера). Вот, преодолев соблазн остаться уважаемым середнячком, Харламов возвращается в Москву, а вот он уже на льду в Канаде, и его взгляд снова утыкается во взгляд страшного соперника, теперь не быка, а огромного, заранее торжествующего канадца. Важно не просто выиграть, но не ошибиться, не предать, как бы банально это ни прозвучало — ни собственную мечту, ни блистательного тренера со сложным характером и столь же сложными отношениями со спортивными функционерами.
Первое, на что просто-таки тянет обратить внимание, — отличная работа актеров. Козловский, в каком бы амплуа ни выступал, частенько ухитряется заслонить собой весь остальной фильм. Причем дело даже не всегда доходит до демонстрации его актерского мастерства, порой достаточно человеческого обаяния. С такой безусловной величиной в российском кино, как Олег Меньшиков, делающий своего Тарасова драматичным, одновременно непобедимым и уязвимым, они составили отличный тандем. По всему хронометражу грамотно распределены удачные второстепенные персонажи — пренеприятнейший спортивный чиновник (Владимир Меньшов), врач (Нина Усатова, с непередаваемыми интонациями произносящая «больной Харламов»), отец хоккеиста (Борис Щербаков), тренер чебаркульской «Звезды» (Роман Мадянов)…
На уровне и операторская работа Ирека Хартовича, особенно впечатляют игровые моменты — во время первого показа на Российском международном кинорынке в Москве некоторые сидящие в зале представители индустрии впали в такую ажитацию, что едва не кричали «шайбу-шайбу». Но при этом «Легенда №17» аккуратно удерживается от превращения в тотальный хоккей на экране. Столь же грамотна и расчетлива драматургия, даже упомянутую фрагментарность скорее стоит сравнить с дизайнерской небрежностью. Одна сцена логично перетекает в другую, одни идеологические моменты («слава советскому спорту» и грубые канадцы) мягко уравновешены другими (вредоносная роль партии и отходчивые канадцы). В общем, по расчету оказалось можно, главное, чтобы расчет был правильный.
Источник: РБК daily