Промышленность затягивает пояса
Публикация данных Росстата о динамике промпроизводства в январе 2013 года удивила одних потребителей официальной статистики и заставила оправдываться других. Тем не менее официальная статистика (если она потом не будет пересмотрена) напомнила всем, что промышленность не вышла на траекторию относительно устойчивого движения и вполне может притормозить или даже свалиться в штопор очередного кризиса.
Эти обстоятельства заставляют вернуться к анализу антикризисных мер, уже (на деле, а не в планах) реализуемых в российской промышленности. Первый раз вопрос о таких мерах был задан предприятиям в четвертом квартале 2012 года, второй раз — в первом квартале 2013 года. Сравнение результатов двух последовательно проведенных опросов позволяет сделать следующие выводы.
Промышленность была вынуждена расширить применение антикризисных мер в начале 2013 года по сравнению с 2012 годом. В некоторых случаях рост составил 1—3 п.п., в других — был двукратным. Только в двух случаях предприятия сообщили о снижении популярности подготовительных мер.
В лидеры опроса в начале 2013 года вышла мера, определяемая как «более «аккуратная» ценовая политика». Ранее она занимала второе место, но слабая динамика спроса вынудила предприятия чаще использовать ценовой фактор в борьбе за потребителей и для предотвращения кризисного снижения продаж. В результате ожидания второй волны кризиса влияют на ценовую политику более трети промышленных предприятий. Самая массовая антикризисная корректировка цен зарегистрирована в черной металлургии: о ней сообщили 71% предприятий (в цветной металлургии — только 3%), леспроме (45%) и легпроме (43%).
Снижение издержек сохранилось на уровне 33%. И снова абсолютным лидером здесь является черная металлургия (71%). Другие отрасли используют эту меру в два раза реже, а в пищевой промышленности к ней прибегают только 15% предприятий.
Минимизация запасов готовой продукции оказалась в промышленности единственным фактором, чья популярность снизилась по сравнению с 2012 годом. Но только на четыре пункта, что оставило эту меру на третьем месте в опросе. Уменьшение внимания предприятий к антикризисной политике управления запасами стало одной из причин рекордно высокой избыточности запасов готовой продукции в начале текущего года. И опять черная металлургия чаще других отраслей была вынуждена прибегать к минимизации своих запасов. На другом полюсе находятся сейчас цветная металлургия и пищевая отрасль: они почти не используют этот прием в борьбе с предкризисными явлениями.
В промышленности до 24% выросла распространенность целого набора мер, которые ранее использовались 12—20% предприятий. Самый большой рост популярности пришелся на антикризисную корректировку численности занятых. Если в 2012 году увольнения или замедление найма практиковали только 12% предприятий, то сейчас такие действия стали использовать в два раза чаще. Лидирует здесь тоже черная металлургия (34% предприятий которой сообщают о предкризисной корректировке численности персонала). Другие отрасли в этом случае несильно отстали от лидера: машиностроение сообщило о 32% предприятий, использующих ту же меру, цветная металлургия — о 30%. Однако инициатива здесь принадлежит не работодателям, а работникам, которые по своей воле покидают предприятия. Об этом свидетельствует декабрьский опрос ИЭП о причинах увольнений работников с российских промышленных предприятий. По нашим данным, 62% промышленных предприятий работники покидают по собственной инициативе. Увольнений же сотрудников по инициативе работодателей зарегистрировано только в 29% компаний. Но промышленность в целом не испытывает дефицита работников. Оценки текущей численности персонала в связи с ожидаемыми изменениями спроса в первом квартале 2012 года показали нулевой баланс.
Кроме того, почти в два раза чаще промышленность стала использовать неполную рабочую неделю и отправлять работников в неоплачиваемые отпуска. Лидерство здесь принадлежит машиностроению (27% предприятий). Затем идут цветная металлургия (14%) и легкая промышленность (11%). А вот прямое замедление роста зарплат сохранило в промышленности прежний уровень распространенности. Чаще всего эта мера практикуется сейчас в леспроме (24%), легпроме (21%) и машиностроении (21%).
Четверть российской промышленности сокращает инвестиции в 2013 году в ожидании повторения кризиса. В конце 2012 года подготовка к кризису тормозила инвестиции у 20% предприятий. Это привело к замедлению роста инвестиций во второй половине 2012 года и увеличению инвестиционной паузы в начале 2013 года. Сейчас провал планов длился целых три месяца вместо одного декабря в прежние годы.
Следует иметь в виду, что только 4% предприятий в российской промышленности оценивают свои мощности как недостаточные в связи с ожидаемыми изменениями спроса, что определенно не является стимулом для инвестиций в расширение мощностей. Особенно велико давление кризисных ожиданий на инвестиционную активность в металлургии (они сказываются на 54% предприятий черной металлургии и на 35% — цветной металлургии), машиностроении (24%) и леспроме (23%).
Объемы производства тоже стали чаще страдать от возможных кризисных явлений. Сейчас это признают 24% предприятий, в 2012 году признавали 19%. Самое сильное давление в начале первого квартала 2013 года ожидание кризиса оказывало на выпуск продукции в черной металлургии (где об этом сообщили 46% предприятий), в леспроме (26%), машиностроении и легпроме (по 25%). Абсолютно не влияет возможный кризис на выпуск продукции в пищепроме.
Источник: РБК daily