Последние кадры СNN
Запрет рекламы на платных каналах заставил CNN International отказаться от вещания в России. У канала в нашей стране нет локальных блоков, вся реклама предназначена для глобальной аудитории. Вырезать ее в российском эфире вещатель счел нецелесообразным.
Адаптации не подлежит
О решении CNN International отказаться с января 2015 года от вещания в России стало известно вечером в понедельник, 10 ноября, из писем владельца канала – американской Turner Broadcasting Systems (TBS) – кабельным и спутниковым операторам. В штаб-квартире TBS, комментируя эти письма, заявили, что причиной отказа от распространения канала стали последние законодательные изменения в российском законодательстве, «регламентирующих деятельность СМИ».
Из ответа российского офиса TBS на запрос РБК следует, что речь идет о принятых в минувшем июле поправках в закон «О рекламе», запрещающих с января 2015 года рекламу на каналах, «доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с использованием техническим декодирующих устройств».
Решение «затрагивает исключительно вещание телеканала CNN International и никоим образом не влияет на другие присутствующие на рынке каналы компании». В России TBS распространяет через кабельные и спутниковые сети также детские каналы Cartoon Network и Boomerang.
Вещание русскоязычных версий этих каналов с января 2015 года будет осуществляться без рекламы, указано в комментарии российского офиса TBS.
В отличие от Cartoon Network и Boomerang, которые адаптированы под запросы местной аудитории, канал CNN International транслируется в России в своем оригинальном виде, на английском языке.
Нет в российском эфире CNN International и локальных рекламных блоков, зритель видит рекламу, которая транслируется сразу во всех странах вещания канала. В эфире же детских каналов TBS рекламу в России размещает местный офис. В 2013 году локальная версия Cartoon Network заработала на рекламе, по подсчетам отраслевого издания AdIndex, почти 32,7 млн руб. По рекламным доходам этот вещатель занимает 20-е место среди тематических неэфирных каналов. Для сравнения: у лидера – Discovery Channel – этот показатель равен 644 млн руб. Одна минута рекламы на Cartoon Network, по оценке AdIndex, с учетом скидок стоит в среднем 63,6 руб. с НДС, на Discovery Channel – 268,5 руб.
И если русскоязычные версии Cartoon Network и Boomerang с 2015 года просто откажутся от рекламы и будут зарабатывать только на сборах с кабельных и спутниковых операторов, то CNN International, чтобы соответствовать российскому законодательству, пришлось бы вырезать из эфира рекламные ролики и заменять их, к примеру, анонсами своих программ.
Между тем российские чиновники интерпретировали отказ от дальнейшего вещания CNN International как следствие поправок в другой закон – «О СМИ»: они ограничивают с 2016 года долю иностранцев в учредителе любого российского СМИ до 20%. «Действующее российское законодательство не препятствует телеканалу [CNN International] распространять свою информацию в кабельных и спутниковых сетях РФ», – говорится в заявлении Минкомсвязи.
Без лицензии
В России CNN International сейчас по популярности уступает другим иностранным и российским информационным каналам, распространяющимся через кабельные сети и спутник (см. таблицу).
Отчасти низкая популярность CNN International может быть обусловлено отсутствием у учредителя этого СМИ – ООО «Тернер информационные программы и стиль жизни» – лицензии на телевещание. Сейчас, по данным Роскомнадзора, лицензией для CNN International располагает только ОАО «НТВ Плюс». Все остальные провайдеры могут распространять программы CNN International, только если они являются ретрансляторами спутникового оператора «НТВ Плюс».
Еще осенью 2010 года владелец CNN International подал в Роскомнадзор документы на получение вещательной лицензии, но ведомство запросило дополнительные документы, которые компания так тогда и не предоставила, рассказал РБК пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский. По его словам, с тех пор TBS больше не предприняла ни одной попытки получить лицензию. При этом у каналов Cartoon Network и Boomerang такие универсальные (то есть позволяющие вещать во всех средах, но без указания конкретной эфирной частоты) лицензии есть. Они действуют до августа 2015 года, указано из соответствующего реестра Роскомнадзора.
Кроме того, у TBS есть действующие лицензии на спутниковое вещание с указанием конкретных частот сразу в нескольких регионах для каналов Turner Classic Movies и Cartoon Network/TCM, следует из материалов регулятора. Но вещание этих каналов сейчас не осуществляется, свидетельствуют измерения TNS Russia.
В российском офисе TBS ситуацию с лицензией для CNN International не комментируют.
Первый ушел
CNN оказался первым вещателем, отказавшимся от работы в России из-за последних законодательных ограничений. Другие медиакомпании пока лишь признавали наличие такой проблемы.
В последней квартальной отчетности группа Discovery Communications (помимо Discovery Channel управляет также Animal Planet, TLC, Eurosport и др.) сообщила, что ее платные телевизионные сети в России обеспечивают менее 2% всей выручки. Тем самым за 2013 год Discovery Communications заработала в России менее $111 млн, или 3,5 млрд руб. И запрет рекламы на платных каналах, и грядущее ограничение на иностранное участие в российских СМИ, возможно, негативно повлияет на бизнес, предупреждает Discovery Communications.
Шведская Modern Times Group, владелец семейства тематических каналов Viasat (TV 1000, «TV 1000 Русское кино», Viasat History и др.), а также мажоритарный акционер «СТС Медиа» (эфирные каналы СТС, «Домашний» и «Перец»), пообещала инвесторам «сделать все», чтобы защитить интересы своих акционеров. С 17 сентября, когда в Госдуму были внесены поправки в закон «О СМИ» по 15 октября, когда закон подписал Владимир Путин, капитализация Modern Times Group на стокгольмской площадке NASDAQ OMX снизились на 20%, до $1,9 млрд (капитализация «СТС Медиа» за этот же период снизилась на NASDAQ вообще вдвое, до $741 млн).Источник: РБК daily