Почему Дядя Сэм бежит из Китая
Boeing, Apple, General Electric, Whirlpool, Emerson Electric, Ford Motor Company… Список корпораций, решивших частично или полностью отказаться от сборки продукции за тридевять земель, растет с каждым днем. И в следующие 10 лет эта тенденция будет только нарастать, прогнозируют в Boston Consulting Group (BCG). Более того, в США перебираются даже китайские производители! В июне этого года Lenovo Group, мировой лидер на рынке ПК, открыл свою первую фабрику в Северной Каролине. Чем вызвана «промышленная лихорадка» в Америке и что она даст национальной экономике?
Ошибки прошлого
Когда-то четвертый по величине город Америки, «Париж Запада», где в начале XX века обосновались Ford, Dodge, General Motors (GM), Chrysler и Packard… Это Детройт. Самое крупное муниципальное банкротство в истории США – это тоже Детройт. Его долги превысили 18 млрд долларов, и в конце июля 2013 года город был объявлен банкротом.
Проблемы начались еще 40 лет назад, когда автомобильные компании стали выводить производства в Китай и Мексику, а квалифицированные сотрудники массово уезжали из города. Некогда процветающий мегаполис превратился в декорацию для голливудских антиутопий и прибежище безработных и криминала. О былом величии свидетельствуют лишь штаб-квартиры американских автогигантов – GM, Ford и Chrysler. Для городского бюджета предприятия «тройки» – последняя надежда. Но чтобы оживить Детройт, этих денег уже недостаточно.
Опустевшую нишу тем временем пытаются заполнить китайские автопроизводители: в Детройтскую китайскую бизнес-ассоциацию входит около 100 компаний, большая часть которых – из автомобильного сектора. Предприниматели открывают офисы и инвестируют в продажу ремней безопасности, ароматизаторов и разработку новых технологий. С явным прицелом на будущее – производство. Благо на заводах GM и Ford уже давно трудится много китайских рабочих, так что с квалифицированными кадрами проблем не будет.
Все последние годы американские промышленники пытались выиграть от дешевой рабочей силы за рубежом – ценой таких городов, как Детройт. А оказалось, что секрет успеха в другом – производить товар не как можно дешевле, а как можно ближе к потребителю. Ирония судьбы в том, что со временем это становится и дешевле.
Продолжение читайте в журнале РБК.
Источник: РБК daily