Победа во «Сне»
Церемония награждения лауреатов национального театрального фестиваля «Золотая маска» прошла в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. На торжественном вечере были объявлены и победители в области музыкального театра.
На сегодняшний день в рамках фестиваля существует 20 музыкальных номинаций. К ним, как правило, добавляются специальные премии жюри (в этом году они достались московскому Детскому музыкальному театру им. Сац — за постановку старинной оперы «Игра о душе и теле» и Екатеринбургскому оперному театру, с формулировкой «за качественный прорыв в искусстве»). Традиционно награждения в области музыкального театра начинаются с оперетты и мюзикла. Большинство наград (лучшая постановка, мужская и женская роли) получил мюзикл из Петербурга «Бал вампиров», который московская публика не видела: спектакль на фестиваль не привезли. Пермяк Борис Мильграм отмечен за режиссуру мюзикла «Алые паруса», дирижер Алексей Людмилин — за спектакль с таким же названием, поставленный в Новосибирске.
В области оперы, а частично и балета фаворитом заслуженно стала Пермь. Тут и лучшая певица Надежда Кучер (Медея в одноименной современной опере), и дирижер Теодор Курентзис, награжденный дважды — за оперу Моцарта «Так поступают все» и за балет «Шут». Пермский театр получил и приз жюри «за культурологический подход» в формировании репертуара: «Шут» — часть балетного вечера, посвященного легендарной балетной антрепризе уроженца Перми Сергея Дягилева. Награда за лучшую мужскую роль уедет в Мариинский театр: ее получил роскошный бас и отменный актер Ильдар Абдразаков, спевший четыре партии в опере «Сказки Гофмана».
Дмитрий Черняков отмечен как режиссер и как сценограф: обе премии получены за оперу «Руслан и Людмила» в Большом театре. Жюри, наградив эту, возможно, неоднозначную постановку, поступило мудро, не став солидаризироваться с теми, кто шумно и шаблонно обвинял постановщика в «забвении традиций» российской оперы. Заслуживает одобрения смелость другого, неожиданного награждения: лучшим оперным спектаклем назван «Сон в летнюю ночь» режиссера Кристофера Олдена — совместная продукция столичного Музыкального театра и английской Национальной оперы. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк напрасно выступил с протестом против такого решения: обвинения постановки в «пропаганде педофилии» еще в момент премьеры были похоронены аргументированным объяснением критиков-экспертов.
Диана Вишнева не могла не получить приз за лучшую женскую роль в балете. Ее проект «Диалоги» также признан лучшим балетным спектаклем, что не вызывает возражений: это знакомство нашей публики с танцевальными идеями четырех значительных западных хореографов. Олег Габышев из Театра балета Бориса Эйфмана награжден за необъятную пылкость исполнения роли Родена в одноименном спектакле. Награда за лучшую работу композитора на этот раз досталась Алексею Сысоеву — за авангардную музыку к мультижанровому спектаклю «Полнолуние», который, кстати, получил и награду в номинации «Эксперимент». Жаль, что хороший спектакль «Граф Ори» в Оперном театре Екатеринбурга отмечен лишь наградой за костюмы (ее получила Ирэна Белоусова). А вот приз за сценический свет, отданный Александру Мустонену (балет «Золушка» из Петрозаводска), — пожалуй, все, на что стоило обратить внимание в карельском балете.
Постановщики из Нидерландов Гай Вайцман и Рони Хавер (награда за лучшую работу балетмейстера) покорили судей сочетанием документального жанра и поэтического видения в замечательной «Истории солдата», посвященной изломанной жизни участника войны на Кавказе. Но в номинации «Лучший спектакль современного танца» решение жюри оказалось странным. Оно проигнорировало «Сепию» — на редкость удачный спектакль Татьяны Багановой и ее екатеринбургской труппы «Провинциальные танцы», чтобы отметить не совсем внятный опус московского Театра-студии современной хореографии под названием «Едоки». Спектакль с вялотекущим действием и множеством ложных финалов навеян творчеством Ван Гога, отчего в нем много подсолнухов и досок и есть эпизод с отрезанием уха. Возможно, столь наглядная трагедия художника и тронула впечатлительное жюри.Источник: РБК daily