Падение продаж автомобилей в России замедлилось до 9,9%

Благодаря программе утилизации в октябре замедлилось падение продаж легковых автомобилей до 10% по сравнению с октябрем 2013 года. В сентябре рынок упал на 20%. Но без учета программы отрицательная динамика только набирает обороты. Следующий год будет еще хуже текущего, полагают автодилеры.

В октябре объем продаж новых автомобилей снизился на 9,9%, до 211,4 тыс. штук, к октябрю прошлого года, говорится в опубликованном вчера отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В прошлом месяце рынок продемонстрировал заметное замедление динамики падения, продолжающегося больше года: в сентябре снижение объема продаж составляло 20,1%, в августе – 25,8%. По сравнению с сентябрем 2014 года продажи выросли на 7,1%, при этом результаты октября оказались лучшими за последние полгода: с начала 2014 года более высокие продажи были только в марте (243 тыс.) и апреле (226 тыс.).

В целом по году отрицательная динамика сократилась незначительно. В январе–октябре в России было продано 1991,3 тыс. автомобилей, на 12,7% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. По состоянию на сентябрь объем рынка сократился на 13%, в августе – на 12%.

Бенефициары утилизации

Автопроизводителям удалось замедлить падение продаж только за счет государственной программы утилизации и trade-in подержанных автомобилей, запущенной в начале сентября. С момента запуска программы в начале сентября по ней продано около 115 тыс. новых машин, сообщил вчера глава Минпромторга Денис Мантуров. Из них в октябре – 55–60 тыс. автомобилей. Без них обвал рынка мог бы быть примерно 35% по сравнению с октябрем прошлого года. По сравнению с сентябрем текущего года без учета программы утилизации падение продаж могло составить 10%. В прошлом году за аналогичный период рынок сокращался вдвое медленнее.

Больше всех от программы утилизации выигрывает АвтоВАЗ. На долю компании приходится примерно половина продаж по утилизации. В октябре продажи Lada выросли на 1%, до 37,8 тыс. автомобилей. Компания еще 21 октября исчерпала свой лимит в 2 млрд руб., выделенных государством на программу, но решила продолжить в ней участие на собственные средства.

Лидирующую позицию в топ-25 самых продаваемых моделей, по версии АЕБ, занимает Lada Granta – 16,8 тыс. автомобилей. Однако доля Granta в совокупном объеме продаж моделей из рейтинга в октябре снизилась до 14,4% с 15,8% в сентябре.

Наибольший прирост продаж в октябре по сравнению с сентябрем показала Nissan Almera – 71%. Представитель компании объяснил это тем, что модель вступила в программу утилизации только в конце сентября. UAZ Patriot в сентябрьском рейтинге не было вообще, в октябрьском он на 13-м месте. В начале октября начались продажи обновленного Patriot, что стимулировало рост продаж модели, уверяет представитель Sollers, владельца УАЗа.

Нарастить продажи в октябре удалось основным бенефициарам программы утилизации: УАЗ – на 75% (6,8 тыс. штук), SsangYong – 6% (2,8 тыс.), Skoda – 5% (7,4 тыс.), Mitsubishi – 1% (7,1 тыс.), Mazda – 4% (3,8 тыс.). Остальные марки до сих пор в минусе.

Рубль гонит в автосалоны

Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, слова которого приводятся в пресс-релизе, не считает «выдающимися» октябрьские продажи: «Причиной относительного улучшения является комбинация эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства. Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным». АЕБ прогнозирует падение продаж автомобилей в России в 2014 году на уровне 12%.

Программа утилизации помогла нарастить продажи, говорит Сергей Литвиненко из PWC. Но, уточняет аналитик, до конца года ее эффект будет постепенно снижаться, так как часть автопроизводителей уже исчерпала свои квоты в рамках программы, у других они подходят к концу.

Помимо АвтоВАЗа, по информации РБК, лимиты уже исчерпали ГАЗ, Nissan, близки к концу Ford и Renault. Падение эффективности программы утилизации в ноябре–декабре будет частично компенсировано дополнительным покупательским спросом: люди будут стремиться купить машину до повышения цен, считает Сергей Литвиненко. Сейчас решается вопрос продления программы утилизации на следующий год, говорил вчера Мантуров.

В премиальном сегменте, который традиционно меньше подвержен кризисным колебаниям, по-прежнему наблюдается небольшой рост. Повышенный спрос на премиальные автомобили связан в первую очередь с спекуляционными настроениями и желанием клиентов сохранить деньги, полагает директор дилерского центра Jaguar Land Rover компании «Авилон» Александр Савельев. Но, добавляет он, это продлится недолго.

В следующем году падение рынка продолжится еще на 10–15%, отмечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Но, оговаривается эксперт, текущая ситуация плохо прогнозируется, итоговый результат может быть другим.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий