Оппозиционеры стали чаще получать власть в регионах
Коммунисты получили мэрские кресла в небольших городах Московской (при том, что единоросс Андрей Воробьев с разгромным счетом победил на губернаторских выборах) и Тверской областей. По словам главы юридической службы КПРФ Вадима Соловьева, в сравнении с предыдущими кампаниями партия получила в два-три раза больше депутатских мандатов в региональных парламентах. «На местах экономическая ситуация катастрофическая. Особенно в маленьких городах и деревнях. Там, где есть протестные настроения из-за экономических и социальных проблем, там оппозиция неплохо выступает», — говорит он. Вадим Соловьев также рассказал, что партия намерена активизировать работу по привлечению людей на следующие выборы, поскольку высокая явка обеспечит большие проценты именно оппозиционным кандидатам и будет «смертельна для партии власти».
Мэрство в хабаровском Амурске также досталось оппозиционному кандидату — действующему главе Борису Редькину (23,92%), который опередил председателя горсовета Наталью Рогову чуть больше чем на 1%. И это при победе на губернаторских выборах единоросса Виктора Шпорта (63,5%).
Партия власти потерпела поражение и в ряде выборов в городские думы. К примеру, в архангельском Новодвинске ЛДПР набрали 25,1%, а «Единая Россия» — 23,9%. Здесь же, в Архангельской области, в Коряжме победила «Родина», набрав 33,5% и оставив «ЕдРо» на втором месте с 21,4%.
Председатель «Родины», депутат ГД РФ Алексей Журавлев сказал РБК daily, что изначально расценивал выборы 8 сентября как масштабные учения для региональных структур партии. «Как проверку нашей молодой партии на способность к мобилизации. И эта задача была выполнена в полной мере. Партийные организации и штабы доказали свою эффективность и готовность к серьезным политическим действиям, — подчеркнул политик. — Ситуация непростая, потому что после возрождения партии мы первый раз идем по стране — тестируем партийную структуру на такую серьезную вещь, как выборы. В некоторых районах нам удалось получить результат, сопоставимый с «Единой Россией». Заложена основа депутатского корпуса на региональном и муниципальном уровне — это, пожалуй, самый главный для нас момент на этих выборах».
Региональные Думы достались «Единой России», но в отдельных регионах солидная часть мандатов все же отошла оппозиции. К примеру, в Ярославской области РПР-ПАРНАС, список которой возглавил Борис Немцов, получила 5,99%, КПРФ — 11,7%, «Справедливая Россия» — 10,2%, а «ЕдРо» — 39,8%.
Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что там, где есть серьезная альтернатива правящей партии, голосование происходит прежде всего за человека. «Либо напрямую, как за Ройзмана, либо опосредованно, как в Петрозаводске, — пояснил он. — С одной стороны, влияние оказала харизматичность кандидата, с другой — политический вес поддержки». По словам политолога, в победе оппозиционеров на выборах ключевыми стали три причины: желание что-то изменить со стороны избирателей, удачно проведенные кампании, а также фигуры самих кандидатов, сумевших убедить отдать свои голоса именно за них.
Директор Центра политических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что запрос на политиков нового типа постепенно распространяется из крупных городов дальше, поэтому власть вынуждена давать послабления: «Скорей всего, власть пойдет по сценарию, который представляется ей компромиссным: будет действовать так, как во время летней кампании, и закручивать где-то гайки. Например, того же Навального попытаются ассимилировать, сделать его системным оппозиционером, который будет окучивать свой электорат, но будет лояльным власти. Как Жириновский или Рогозин. Либо его попытаются прессануть уголовным сроком. В конце концов, власть будет разрываться: одна часть элиты воспримет уступки власти как недостаточные, а другая воспримет закручивание гаек как недостаточное. Ситуация в любом случае дальше пойдет по сценарию дестабилизации».Источник: РБК daily