Оказавшись вне конкуренции, губернаторы проводят выборы без агитации, а некоторые — без предвыборных штабов
В условиях отсутствия сильных оппонентов на нынешних осенних выборах в штабах действующих губернаторов решили отказаться от активной агитации. Главы регионов намерены игнорировать дебаты, многие обойдутся без предвыборных программ. Не будет и широкой агитации на улицах, на телевидении и в прессе — все заменено рабочими визитами в районы. Агитировать будут в основном за высокую явку, которая призвана легитимизировать эти выборы.
На выборы как на праздник
Агитация властных кандидатов на губернаторских выборах в этом году (голосование состоится в сентябре) ведется необычно пассивно. Штабы идущих на избрание или переизбрание глав регионов решили пожертвовать агитационными сетями, которые отвечают за общение агитаторов с населением, доставку газет, проведение пикетов, говорят два собеседника, близких к Кремлю. Баннеры с изображениями губернаторов и слоганами кампаний во многих регионах будут, возможны и показательные встречи кандидатов с населением, но как таковой активной агитационной кампании с попыткой дойти до большого количества жителей не планируется, знает собеседник, близкий к руководству администрации президента. Активная агитация не нужна — уже понятно, что во всех регионах победу одержат действующие губернаторы, объясняет собеседник РБК.
Собеседники в штабах кандидатов подтверждают, что уверены в победе и выстраивают стратегию кампании, исходя из этого факта. В Челябинской области решили сделать центральной темой кампании проблему явки, рассказывает собеседник в штабе Бориса Дубровского. В городе развесят баннеры, запустят по телевизору ролики и выпустят газеты, которые будут призывать население прийти на выборы.
В газете, которая скоро будет выпущена тиражом не менее 2 млн экземпляров, избирателю будут объяснять, что ситуация в стране уже неплохая, но важно не отпускать вожжи и прийти на выборы, чтобы жизнь стала еще лучше, рассказывает источник в штабе кандидата. Лидеры общественного мнения на страницах газеты будут вспоминать о выборах в советское время, которые были праздником для людей, и призывать челябинцев вновь чувствовать причастность к выборному процессу, отмечает он. О важности выборов будут говорить и известные спортсмены и общественные деятели в телевизионных роликах. Кампания самого Дубровского тоже идет, но она будет куда менее активной. В частности, в городе висят его поздравления, но лицо самого губернатора на баннерах не изображено.
«В Челябинской области в отличие от других регионов оппонентов с выборов не снимали, их не было изначально. Но раз кампания будет неконкурентной — мы решили, что чем выше явка, тем выше результат губернатора», — говорит собеседник в штабе. По его словам, там ставят задачу добиться явки примерно в 70%.
В некоторых других регионах изображения губернаторов появляются на улицах городов — так происходит, например, в Башкирии и Псковской области.
Ни штабов, ни кампании
По итогам прошлогодних региональных выборов секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов объявил, что кандидатов партии привело к успеху личное общение с избирателями. Кандидаты от власти 2014 года усилили программы рабочих визитов в районы. Большинство представителей предвыборных штабов, опрошенных РБК, заявили, что их кандидаты не проводят агитационных мероприятий, а просто общаются с избирателями во время рабочих поездок по вверенным им территориям.
Отказаться от прямой агитации решили в Волгоградской области. Опросы населения показали, что люди устали от политики, поэтому кампании как таковой у и.о. главы региона Андрея Бочарова просто не будет, рассказал источник, близкий к руководству региона. Ситуация в регионе в целом очень тяжелая и важно показать, что губернатор работает, ездит на предприятия и решает проблемы.
Стали чаще ездить по районам руководители Нижегородской и Кировской областей Валерий Шанцев и Никита Белых, рассказали РБК в их администрациях.
В Ненецком автономном округе и Башкирии РБК вообще открыто заявили, что руководители этих субъектов не проводят кампании. По словам начальника Управления региональной политики и информации Ненецкого АО Ольги Малыгиной, назначенный руководителем региона пять месяцев назад Игорь Кошин не ведет избирательной кампании, он занят поездками по населенным пунктам и сбором информации о существующих проблемах. Источник РБК, близкий к Кошину, сообщил, что у него нет и, скорее всего, не будет избирательного штаба.
«Кампания не строится специально, нарочито, как кампания. Он [глава республики] не проводит агитационных мероприятий, продолжает текущую работу», — рассказал о подготовке к первым выборам в жизни руководителя Башкирии Рустэма Хамитова замглавы его администрации Альберт Мифтахов.
В Оренбургской области представители губернатора и местного отделения «Единой России» не смогли вспомнить имя руководителей предвыборного штаба врио губернатора Юрия Берга и отказались рассказать о его подготовке к выборам. В штабе липецкого губернатора Олега Королева обещали ответить на вопросы РБК, отказавшись сообщить, когда это сделают. Источник РБК в правительстве Липецкой области рассказал, что врио губернатора Олег Королев работает в обычном графике и не планирует шумной кампании.
Руководитель штаба петербургского губернатора Виктор Лобко заявил РБК, что Георгий Полтавченко сосредоточится на проблемах избирателей, а для этого он намерен провести около 5 тыс. встреч с избирателями. До дня голосования остался ровно 31 день, но Лобко отказался сообщить РБК, сколько уже таких встреч проведено и на сколько часов увеличится в связи с этим рабочий день губернатора.
Единственный среди врио губернаторов коммунист Вадим Потомский, поддержанный «Единой Россией» в Орловской области, рассказал РБК, что всегда использует только один метод агитации — прямые встречи с избирателями. Впрочем, в отличие от Полтавченко он не намерен общаться с населением в одиночку. У него есть подготовленная команда агитаторов и доверенных лиц.
Без дебатов и свежих лозунгов
Кандидаты от власти по-прежнему предпочитают агитационную продукцию с собственным изображением, однако в этом году ее будет меньше, чем обычно.
На билбордах врио главы Башкирии Рустэма Хамитова его портрет сопровождается лозунгом «Время созидания!». «Плакатов будет минимум, а единственный раздаточный материал — это небольшая брошюра, где Рустэм Закиевич отчитывается об итогах своей работы и ставит цели на будущее», — говорит Мифтахов.
Полтавченко использует созвучный с единороссовским «Вместе мы сила!» лозунг «Вместе мы Петербург!». Этот девиз будут сопровождать плакаты с фотографией губернатора. В агитации врио самарского губернатора Николая Меркушкина используются слоганы «Слушать и слышать друг друга», «Согласие, порядок, созидание».
Портреты врио красноярского главы Виктора Толоконского размещены на плакатах с фразой «Красноярский край — это сердце Сибири, регион добрых традиций, уверенного будущего и открытых перспектив».
Потомский ушел от броского «Сможем!», который он использовал в прошлом году при подготовке к губернаторским выборам в Брянской области, и в итоге сошел с дистанции. На эти выборы он, уверенный в своей победе, идет с цитатой местного публициста: «Кто верен своим убеждениям, тот выполнит свои обещания!»
Из 30 идущих на выборы руководителей регионов с уверенностью говорят об участие в дебатах только трое: руководитель штаба Полтавченко, Потомский и представитель губернатора Республики Алтай Александра Бердникова.
Политолог Ростислав Туровский считает, что в сентябре кампания может выйти из спящего режима в некоторых регионах. Сейчас же, по его мнению, отсутствуют яркие лозунги, борьба и тем более программы. «Деятельность губернаторов освещается на выборах почти так же, как и в прошлом году, — то есть в повседневном рабочем режиме. А объявленная ориентация на прямое общение с населением проводится в крайне ограниченных масштабах», — говорит Туровский. Причины такого вялого ведения кампаний в регионах — отсутствие конкуренции, считает он.Источник: РБК daily