Обращение к пройденному: выставка «Реконструкция» в фонде культуры «Екатерина»
Елена Селина, одна из первых галеристов, которая в начале 1990-х занялась актуальным российским искусством, представила в фонде культуры «Екатерина» первую часть масштабного проекта «Реконструкция». Он подготовлен совместно с Центром современной культуры «Гараж» и XL-projects. Спецпроект V Московской биеннале современного искусства представляет историю самого бурного и самого интересного времени на отечественном арт-рынке — 1990-го годов, когда о рынке знали мало, зато творили с чувством и много.
В «Реконструкции» удачно сошлось сразу несколько факторов. Во-первых, обращение фонда культуры «Екатерина» к важным тенденциям прошлых лет — уже не первое, до того были выставки «Поле действия. Московская концептуальная школа», «К вывозу из СССР разрешено…» и «Новая академия. Санкт-Петербург». Во-вторых, «Реконструкция» проходит в рамках Московской биеннале — это одна из больших удач проекта. Наконец, в-третьих, сама концепция выставки созвучна процессам, происходящим сейчас на арт-рынке. Переосмыслением важнейших событий современного искусства заняты и в Европе. Так, в Фонде «Прада» во время первых дней работы Венецианской биеннале открыли выставку-реконструкцию проекта Харальда Зеемана «Когда отношения становятся формой».
У Елены Селиной реконструкция — это не просто обращение к прошлому, но и в прямом смысле восстановление как части экспонатов, так и самих выставок 1990-х годов. Кроме того, «Реконструкция» — еще и история о первых галереях: «Крокин-галерее», TV-галерее, галерее Марата Гельмана, L-галерее, «Риджине», «Айдан».
Первые экспонаты видны с улицы. В витринном окне можно увидеть деревянные доски, уложенные поверх насыпанной земли. Это работа Дмитрия Гутова «Над черной грязью»: в начале 1990-х инсталляцию показывала галерея «Риджина». 25 т сырой земли и 500 м досок были завезены в выставочное пространство на Мясницкой улице, превратив его в воплощенную наяву картину Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице», где жених с невестой в квартале новостроек перебираются по мосткам через грязь. Так 1960-е годы встречались с 1990-ми. Теперь же, спустя 20 лет, работа Гутова приобретает совсем уже другое звучание. В зале остро пахнет древесиной и землей. Пробираясь по мосткам, зритель увидит работу Татьяны Филипповой «Ларьки Москвы» — фотографическая серия «Ларьки Москвы» (черно-белые снимки строений, некогда кардинально изменивших облик города) расставлены по периметру зала, и чтобы разглядеть их, приходится, балансируя на досках, наклоняться почти к самому полу.
Еще один оммаж — U-87 Алексея Беляева и Кирилла Преображенского: немецкий истребитель, выполненный целиком из валенок, напоминает об эпизоде из биографии немецкого художника Йозефа Бойса. Во времена войны он служил в «Люфтваффе», в 1944-м его самолет Ju-87 был сбит над Крымом, а местные жители его выходили. О полете несколько иного толка напоминает инсталляция Бориса Орлова «Парад астральных тел» — клин самолетов, с орденами и медалями, который, как следует из пояснений, на открытии выставки в 1994 году демонстрировался под «Полет валькирий».
Крупномасштабные работы разместились в холлах и на лестницах пространства «Екатерины». Это полотна из серии «Картины на заказ» Владимира Дубосарского и Александра Виноградова и мозаика Константина Звездочетова «Артисты — метростроевцам». Любимую троицу советского кинозрителя — Труса, Балбеса и Бывалого из комедий Гайдая — художник рассчитывал представить среди мозаик Московского метрополитена, саму же работу он представил на кассельской «Документе» в 1992-м.
Первая часть кураторского проекта Елены Селиной получилась удачной. В ней чувствуется драйв и отчасти — ностальгия, вместе с тем это емкое высказывание на тему 1990-х, после знакомства с которым будешь ждать продолжения. Вторая часть «Реконструкции» открывается 17 декабря.
Источник: РБК daily