О банковских мошенниках клиенты узнают через Интернет
Российские банки активно готовятся к новым требованиям работы: с 2014 года они должны будут уведомлять своих клиентов о всех совершенных операциях. Многие и так уже это делают, но на платной основе при помощи SMS. Бесплатной альтернативой станет информирование о движении денег через интернет-банк. Внедривший этот сервис зампред правления банка «Возрождение» Марк Нахманович уверен, что у кредитной организации будет доказательство факта уведомления в случае претензии клиента по мошенническим операциям по карте.
Норма закона «О национальной платежной системе», предусматривающая обязательное уведомление клиентов по транзакциям, должна была вступить в силу еще 1 января 2013 года, но банки получили годовую отсрочку (официальным поводом для нее был недостаток персональных данных клиентов). В законе не указано, как именно нужно сообщать клиентам о движениях по счету. Но если банк не проинформирует владельца счета или карты о снятии, то клиент может заявить о хищении средств мошенниками и деньги по закону надо будет вернуть.
Марк Нахманович из банка «Возрождение» уже подготовился к новым требованиям. Основным способом информирования клиентов в его банке стало отражение информации по счетам в личном кабинете на сайте кредитной организации. «Мы всегда можем поднять архив и доказать, что требования закона выполнили и проинформировали клиента об операции сразу после ее совершения», — говорит г-н Нахманович.
Марк Нахманович оставил для клиентов и SMS-информирование, но это сервис дополнительный и платный. Банкир считает, что такой способ ненадежен, так как у банка отсутствует возможность доказать свою позицию, если сообщение не доставлено не по его вине, а, к примеру, из-за перебоев со связью, перегрузки линии или если клиент находится в зарубежной поездке. «Мобильные номера меняются, телефон может быть отключен или находиться вне зоны действия сети, — отмечает г-н Нахманович. — А Интернет позволяет получить доступ к статистике операций из любого места».
Предоставив банкам свободу выбора, законодатели в то же время поставили перед кредитными организациями сложную задачу: не просто попытаться донести до человека информацию, но и добиться того, чтобы он ее увидел. «По месту регистрации люди часто не проживают, многие снимают и меняют квартиры, поэтому по почте связаться с клиентом маловероятно», — полагает Марк Нахманович.
На данный момент SMS-информирование — платная услуга в большинстве банков, в то время как данные в личном кабинете можно получить при подключении к интернет-банку. Интернет привлекает финансистов возможностью задокументировать факт своего сообщения владельцу счета. «Интернет-банк позволяет получить наиболее подробные сведения обо всех операциях, а информация в SMS подается в довольно сжатом формате, к тому же в процессе доставки SMS может потеряться», — рассуждает председатель правления банка «Авангард» Валерий Торхов, также внедривший этот сервис.
Но банкиры не учитывают, что уровень проникновения интернет-банкинга в рознице пока невысок. Согласно результатам исследования международного процессингового центра PayU и агентства Data Insight, активными пользователями онлайн-платежей можно назвать 7 млн россиян.Источник: РБК daily