Немецких пенсионеров лишили 1 миллиарда евро
Несколько тысяч немецких пенсионеров подали в суды ФРГ иски против Postbank, пишет гамбургская газета Hamburger Morgenpost. В течение десяти лет, в том числе и во время кризиса, независимые инвестиционные консультанты банка продавали гражданам рисковые ценные бумаги различных фондов под видом абсолютно надежных инвестиций. Большинство этих фондов в итоге разорилось, лишив доверчивых граждан примерно 1 млрд евро.
История, которую журнал Stern назвал «грабительским походом за деньгами мелких вкладчиков», началась в декабре 2002 года, когда тогдашний глава Postbank Вульф фон Шиммельманн создал дочернюю консалтингову фирму Postbank-Finanzberatung AG. Для нее наняли порядка 4 тыс. независимых инвестиционных консультантов, на банковском жаргоне «толкачей». Поскольку работали они за комиссионные, то интересы клиентов заботили их меньше всего. В качестве клиентов «толкачи» выбирали самых доверчивых в финансовом отношении людей, в первую очередь пенсионеров. По данным Stern, Postbank продал примерно 60 тыс. паев в закрытых фондах на общую сумму примерно 1,3 млрд евро. Значительная часть их обесценилась почти до нуля.
74-летний Эрих Смоларек из входящего в территорию Большого Гамбурга местечка Шенефельд закипает от возмущения, когда речь заходит об одном из таких «толкачей». «Он просто нагло обдурил меня», вспоминает он. До выхода на пенсию, размер которой составляет всего 800 евро, Эрих работал скромным ремонтником жилконторы. Накопленный им за трудовую жизнь «неприкосновенный запас» составил 40 тыс. евро. Теперь от всего богатства у него осталось лишь 2 тыс. евро. Бесследно исчезли и 15 тыс. евро сбережений его жены Хайди.
Крайне обходительный «толкач»-консультант из Postbank появился в доме супругов Смоларек 8 марта 2007 года. «Я сказал ему, что хотел бы вложить средства максимально надежно», вспоминает Эрих. «У меня есть для вас именно то, что нужно», заверил тот и предложил приобрести паи судового фонда. Естественно, любезный посетитель не объяснил пожилым людям, насколько рискованна эта инвестиция, которая может привести к полной потере инвестором его средств.
«Мой клиент был элементарно обманут», подтверждает адвокат Ульрих Хузак, представляющий в гамбургском суде интересы четы Смоларек по иску против Postbank. Еще больше возмущает юриста тот факт, что, в то время как его подзащитный все деньги потерял, банк фактически присвоил 25% капитала клиента. Дело в том, что 10 тыс. евро на счет судового фонда так и не поступили, а были поделены между Postbank и менеджером-консультантом в качестве комиссионных.
На уверения менеджеров в том, что инвестиция в Alpha Patent Fonds самая надежная, польстилась другая жертва Postbank 60-летний Ральф Деммлер из Борнхеведа. При этом Ральф признает, что ничего в ценных бумагах не понимает. Просто он хотел понадежнее вложить деньги, чтобы потом оплатить учебу сына в институте. Кроме того, мечтал, что, выйдя на пенсию, купит жилой прицеп-кемпер к автомобилю и отправится с женой путешествовать по Европе. Между тем специализация Alpha Patent Fonds скупка патентов на изобретения с целью их дальнейшей промышленной реализации. Когда фонд рухнул, вместе с ним пропали и 30 тыс. евро г-на Деммлера. «Об остаточной стоимости паев теперь можно говорить лишь в теоретическом плане», считает представляющая интересы Ральфа в суде адвокат Хельга Петерсен из Киля.
Кстати, по совету того же консультанта г-н Деммлер на 15 тыс. евро приобрел еще и паи инвестфонда KanAm Grundinvest. Формально от этого его вложения в живых сейчас осталось целых 50%, однако, поскольку ввиду кризиса фонд был закрыт, получить свои деньги назад Ральф Деммлер не может. Для семейства Деммлеров все с ними случившееся настоящая катастрофа, а Postbank cнова неплохо заработал. Из 30 тыс. евро, вложенных в Alpha Patent Fonds, банк и его консультант-«толкач» откусили 15%.
Официальный представитель Postbank Рюдигер Гриммерт заявляет в этой связи, что к качеству работы инвестконсультантов в целом претензий у института нет. И ни о каком массовом обмане клиентов речь идти не может. При этом г-н Гриммерт все же признает, что претензии примерно 400 из них банк уже урегулировал в досудебном порядке.
Между тем в конце сентября журнал Stern опубликовал некоторые внутренние документы Postbank. И них следует, что еще в марте-апреле 2006 года проведенная в институте проверка деятельности подразделения банковского ритейла
выявила, что в 72,5% случаев проданный инвестору финансовый продукт не соответствует объективным данным (инвестиционному профилю) данного клиента. В связи с этим фактом рисковый менеджмент Postbank направил тогда в правление банка служебную записку, указав, что угроза исковых жалоб клиентов нависла над собранным в фондах капиталом в размере 944 млн евро.
Источник: РБК daily