Настройка слуха: манипуляция сотрудниками без лишних слов
Бывают такие книги, как собака на сене. Вроде есть что полезное и читать не в тягость, а все равно остается ощущение чтива, а не чтения. Вот и в этом случае авторы «Искусства влияния» Марк Гоулстон и Джон Уллман (издательство «Манн, Иванов и Фербер») начинают повествование с отрицания: нельзя неприкрыто выторговывать у людей, что вам нужно, — погружая в описание бессвязного влияния. И хочется в ответ написать им письмо простого содержания, мол, не влияет книга. Ни связно, ни бессвязно.
Меня спасла поездка на «Сапсане». Три с лишним часа располагали к чтению, и стоило добраться до середины книги, как крупицы полезного знания перевесили недостатки авторского стиля. Книга хорошо показывает типичные ошибки офисной жизни, когда верхи не могут (отказаться от поставленных задач), а не низы не хотят (делать что-либо). Хотя бы ради этого описания стоит потратить время и «прокачать скилы».
Проблему общения и влияния в книге делят на несколько частей. Первая — мы чаще всего слышим только себя. Не потому что такие наглые, а потому что такова наша природа. История с барабанщиком, который верит, что половина слушателей узнает мелодию по первым тактам, а на самом деле его с первого удара понимает пять человек из ста — хорошая находка, способная заставить задуматься о том, как строить диалог.
Вторая — наша зона комфорта. Мы не слышим людей, потому что не готовы покинуть привычный нам мир собственных понятий и представлений. Не хотим заглянуть дальше своего опыта. Это не только не дает нам шанса понять коллег, но и лишает возможности перетянуть голоса на свою сторону в тот момент, когда надо набирать сторонников. В конечном итоге не качество идеи, а число сторонников определяет успех начинаний.
Третье — мы редко смотрим в корень проблемы. Стоит поглядеть по сторонам, поменять угол зрения, и, возможно, ваши оппоненты не так уж не правы. Вы думаете, что сотрудники — сони, а сами-то давно на метро час тряслись? Истина во всех смыслах прописная, но вспомнить ее полезно.
Четвертое — то, ради чего книгу стоит прочесть. Авторы называют это четвертым уровнем слушания. Так, они описывают навык, когда вы не просто слышите собеседника, а начинаете его чувствовать.
Интересное, но слабое место книги — много примеров, которые ведут к рекомендации: тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь. К этому моменту вы узнаете пару простых приемов, позволяющих наладить разговор с трудным собеседником, но вот как вести разговор или усилить свой слух — советов мало. Рекомендации в духе «не перебивать» и «говорить о том же» явно не тянут на откровение.
Нет ответа и на главный вопрос для тех, кто день за днем вынужден решать рутинные задачи с сотрудниками, которые тянут лямку от зарплаты до зарплаты. Не бывает коллективов, где каждый заряжен на успех и хочет идти вперед. А большинство примеров в книге — либо про команды с едиными целями, либо про мотивированных одиночек. Подумайте, сколько таких команд вы встречали в жизни.
А книгу почитайте для того, чтобы сверить свой опыт и подумать, чего вам может недоставать в навыке слушания. И настройте слух.Источник: РБК daily