Напоить индусов водкой
Стремительно растущая алкоголизация населения стран BRICS, а также ряда других стран юго-восточной Азии, является главным фактором роста для алкогольного рынка в мировом масштабе. В опубликованном на этой неделе престижном рейтинге Millionaires Club отраслевого журнала Drinks International, локальные марки индийского виски, филиппинского рома, бразильской кашасы и неведомых европейцу корейских напитков заняли не менее половины мест в списке, составленном из самых крупных алкогольных брендов по объемам производства. Водка по прежнему имеет самое широкое представительство в этом рейтинге — 54 бренда из 176, представленных в списке, — водочные. Однако количество российских водок в престижном топе уже который год практически не растет.
Процесс глобализации за последние десять лет изменил лицо мирового алкогольного рынка. Рост индустрии обеспечивают бурно развивающиеся страны — Индия, Китай, Бразилия, где местное население «распробовало» алкогольные напитки. Локальные марки алкогольных напитков ежегодно показывают выдающиеся темпы роста, а благополучие глобальных гигантов во многом зависит от того, насколько успешно им удалось поработать в этих странах. На традиционных алкогольных рынках — в Европе и США потенциал роста фактически исчерпан, еще недавно считавшиеся перспективными рынки Восточной Европы и России демонстрируют снижение.
«Нам придется смириться с тем, что Шотландия — больше не крупнейший производитель в виски мире, — прокомментировал тренд главный редактор Millionaires Club Хэмиш Смит. — Отныне мы живем в мире, где родина самого популярного бренди — не Франция, а Филиппины. Нам надо просто принять это как данность».
Самыми знаковыми событиями нынешнего рейтинга, по данным Millionaires Club стал выход на первое место в категории виски индийского бренда McDowell`s №1 (компания United Spirits), с объемом продаж 17,55 млн дал. Эта индийская марка впервые в истории потеснила многолетнего мирового лидера Johnnie Walker (Diageo) с объемом 17,01 млн дал. Кроме этого, составители рейтинга отмечают взлет продаж филиппинского бренди Emperador (Alliance Global Group). Прибавив в 2012 году 54% объема, этот напиток разошелся тиражом 27,9 млн дал, что вывело его на второе итоговое место в рейтинге, позволив опередить водку Smirnoff (Diageo) с объемом 23,22 млн дал. Самым же распространеным в мире крепким алкогольным напитком уже не первый год становится традиционный корейский соджу под брендом Jinro с объемом продаж в 2012 году 58,77 млн дал (это более половины легального российского рынка водки).
Водка в этом ряду выглядит последним бастионом старого алкогольного мира. Среди лидеров в этой категории нет на индийцев, ни филиппинцев. Доминируют главным образом бренды из Восточной Европы — Польши, Украины, Белоруссии и России. Однако в Millionaires Club отмечают, что и эта последняя алкогольная крепость может в ближайшие годы пасть под напором азиатов. По данным составителей рейтинга, водка набирает стремительную популярность в Индии о чем, в частности, свидетельствует рост главного индийского водочного бренда Magic Moments (компания Radico Khaitan) и успешный старт продаж в Индии водки Eristoff (Bacardi).
В рейтинге Millionaires Club представлено шесть российских водочных брендов. Это меньше, чем в предыдущие годы, однако составители отмечают, что в список не вошли марки CEDC («Зеленая марка», «Парламент», «Журавли») — компания не успела представить свои операционные результаты. Опираясь на данные вышедшего ранее рейтинга журнала Impact, «Зеленая марка» с объемом порядка 8,5 млн дал сохранила в 2012 году за собой третье место в списке наиболее популярных водок.
В рейтинге самых быстро растущих водочных брендов в очередной раз отметился «Русский стандарт», прибавивший за год 12% до 2,61 млн дал, а также бренд «Синергии» «Государев заказ», выросший за год на 23% до 1,2 млн дал.
Впервые в престижном международном рейтинге представлена продукция компании «Золотая Мануфактура». При этом в список попала не скандальная «Белочка. Я пришла!», а недорогая «Старая марка» с годовым объемом продаж 1,17 млн дал. Самым успешным запуском года журнал признал украиский водочный бренд «Мороша» (компания Global Spirits Евгения Черняка). Новая водка в первый же год продаж обеспечила производителю объем в 1,62 млн дал.
Среди лидеров падения (включая все категории) оказались другие украинские компании. Водка «Prime» компании «Олимп» потеряла за год 35% объема, бренды «На березовых бруньках» и «Мерная» «Крымской водочной компании» снизили продажи на 23% и 20% соответственно.
Крупнейшие водочные бренды в мире в 2012 г (млн дал)
Бренд
Компания
Объем в 2012 г
Рост к 2011 г (%)
Smirnoff
Diageo
23,22
4
Absolut
Pernod Ricard
10,26
2
Зеленая марка
CEDC
8,55
-3,5
Nemiroff
Nemiroff
7,2
-1
Хлебный дар
Баядера Групп
7,2
-14
Хортица
Global Spirits
6,93
3
Беленькая
Синергия
6,57
3
Пять Озер
Алкогольная Сибирская группа
6,3
6
Кристалл
Минский Кристалл
4,95
12
Medoff
Крымская водочная компания
4,86
-3
Krupnik
Belvedere
4,59
13
Czysta de Luxe
Stock Spirits
3,87
-7
Svedka
Constellation Brands
3,51
5
Grey Goose
Bacardi
3,42
1
Skyy
Gruppo Campari
3,33
6
Stolichnaya
SPI Group
3,06
1
Finlandia
Brown-Forman
2,79
1
Русский Стандарт
Roust Inc
2,61
12
Magic Monents
Radico Khaitan
2,25
15
Источник: Drinks Int., ImpactИсточник: РБК daily