На речке, на том бережочке: завершен проект благоустройства пешеходной набережной от Воробьевых гор до парка Горького

Олег Шапиро и Дмитрий Ликин, основатели архитектурного бюро Wowhaus, за несколько лет характерно изменили облик общественных пространств Москвы. По их проектам были созданы Институт медиа и дизайна «Стрелка», обновленный парк Горького с летним «Пионером» и Оливковым пляжем, каток в Сокольниках, новый сад Баумана. Продолжением архитектурной истории стали городские набережные. В сентябре будет открыт непрерывный десятикилометровый пешеходный маршрут, соединяющий заказник Воробьевы горы с «Красным Октябрем».

Зеленый маршрут

Инициатива преобразить набережные Москвы-реки и соединить их в непрерывный зеленый маршрут возникла у Олега Шапиро и Дмитрия Ликина год назад. Этот проект среди других концепций бюро был представлен на первом заседании Совета по общественным пространствам в феврале этого года. Через месяц он будет уже полностью реализован.

«Нашей идеей было собрать в единую линию совершенно разные территории — парк «Музеон», парк Горького, Нескучный сад, заказник Воробьевы горы, образовав 10 км экологического пути с лучшими видами на реку, — объясняет Олег Шапиро. — Я родился в Самаре, городе, полностью ориентированном на Волгу. И привык к тому, что набережные — самое значимое место для жителей. Это ценная городская территория, которую необходимо осваивать».

С преобразованием участка от Воробьевых гор до парка Горького проблем не было: зона уже была пешеходной, закрытой от общественного транспорта. Поскольку большая часть маршрута находится на территории природного заказника, в ландшафт не вмешивались. На существующих асфальтированных островках создали всю необходимую для прогулок и комфортного отдыха инфраструктуру: кафе, точки проката велосипедов и спортивного инвентаря, пункты охраны, туалеты и места для отдыха с навесами от дождя и солнца. «На Воробьевской набережной мы спроектировали небольшие легкие сооружения, которые позволяют ей ожить. Модули объединяются в зависимости от потребностей места и набираются в нужном сочетании», — комментирует Олег Шапиро.

точки релакса

Архитектурный критик, куратор проекта «Зеленая Москва» Елена Гонсалес рассказывает о произошедших изменениях: «Точечный проект благоустройства учитывает разнообразный характер прилегающих к набережным территорий и сохраняет их самобытность. В парке Горького один профиль и одна эстетика, от Театра Стаса Намина до Академии наук — совсем другая, потом начинается третья история — с двухуровневыми набережными. Архбюро Wowhaus оставило исторически сложившиеся части ландшафта в оригинальном виде, объединив маршрут точками релакса, которые узнаваемы, но не одинаковы». Группы павильонов работают круглосуточно, заметны издали днем и подсвечиваются ночью, выполняя функцию «островков безопасности».

С благоустройством Крым­ской набережной дела обстояли сложнее: пришлось выводить с нее транспорт и перестраивать территорию. Новая пешеходная зона, которую откроют в сентябре, соединит «Красный Октябрь», парк искусств «Музеон» и парк Горького. «Это будет первый в России ландшафтный парк: искусственный рельеф, холмы, искусственный водоем, много деревьев и растений, например декоративные злаки и газон из травы и полевых цветов», — комментирует Олег Шапиро. На многоуровневой набережной появятся фонтанная площадь, деревянный амфитеатр, павильоны для художников и, конечно, кафе, зоны отдыха и пункты проката велосипедов. «Новый пешеходный маршрут позволит добраться до Бульварного кольца и других пешеходных зон города», — поясняет архитектор.

Как в Париже

Тренд освобождать набережные от автомобилей, озеленять и благоустраивать их существует во всем мире, но не все города сравнимы с Москвой. Елена Гонсалес отмечает: «Самый близкий нам зарубежный опыт — это опыт Парижа. В 2010 году мэр Бертран Деланоэ объявил о планах максимально сократить в центре города движение транспорта и сделать его пешеходным. Это была радикальная программа, рассчитанная на два года. На днях в VII округе Парижа на Левом берегу Сены открыли 1,5 км пешеходной набережной с ресторанами, скверами и магазинами».

По словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, город поменял отношение к значению рек на своей территории: «Москомархитектура готовит концепцию технического задания для международного конкурса по обустройству набережных Москвы-реки, который будет называться Moscow Water Front по аналогии с Торонто, Нью-Йорком и другими городами, имеющими водные каналы как важную составляющую города». Как объясняет Сергей Кузнецов, сегодня в Москве большое количество пром­зон скрывают воду от граждан. «Самый яркий пример — полуостров ЗИЛ, обтекаемый водой с трех сторон. Для такого крупного мегаполиса, как Москва, такое расположение стало бессмысленным, поэтому на данном этапе мы уделяем большое внимание разработке концепции ЗИЛа с его привязкой к Москве-реке».

Освоение рек

Дальнейшие планы Москвы относительно благоустройства набережных во многом упираются в транспортный вопрос. Неосвоенные набережные Яузы — мощная транспортная артерия города, перекрыть которую невозможно. В Wowhaus придумали выносить пешеходные дорожки за пределы существующих набережных. Конструкции на сваях, напоминающие речные мостки, позволяют пешеходам использовать надводное пространство. Однако архитекторы ратуют за постепенное освоение речных территорий и анализ опыта с Крымской набережной. Сергей Кузнецов поясняет: «В рамках проекта Moscow Water Front мы суммируем все территории, имеющие выход к воде, и надеемся, что через год у нас будет ясная концепция развития Москвы-реки и других столичных рек, набережных, транспортной сети, прилегающей к реке, парков и многого другого».Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий