На новосибирских выборах явного победителя не нашлось

Даже через несколько часов после закрытия участков выбор жителей Новосибирска был не очевиден: противоречили друг другу и данные экзит-полов, и даже первые данные на сайтах ЦИК и городского избиркома. В штабах единоросса Владимира Знаткова и коммуниста Анатолия Локотя заявляли о победе своих кандидатов. Эксперты назвали кампанию двухполюсной: из-за раскола в региональной власти у двух соперников оказались примерно равные шансы на успех.

Через три часа после закрытия участков противоречивые данные поступали от избиркомов двух уровней — ЦИКа и горизбиркома. Согласно данным избиркома Новосибирска, после подсчета 2,74% голосов побеждал единоросс, и.о. мэра Владимир Знатков — за него проголосовали 43,53%, за коммуниста, депутата Госдумы Анатолия Локотя — 39,96%. При этом сайт Центральной избирательной комиссии по данным на 20.00 мск публиковал прямо противоположные итоги предварительного подсчета голосов: Локоть — 43,35% (7561 голос), Знатков — 39,95% (6697 голосов). Спустя полчаса данные горизбиркома показали перевес коммуниста и приблизились к данным ЦИК: при подсчете бюллетеней с 19,13% участков оказалось 44,12% у Локотя и 29,29% у Знаткова. Близкими к информации ЦИК были и данные штаба КПРФ, который вел так называемый альтернативный подсчет голосов.

Расхождения возникли и в результатах экзит-полов. По данным опроса «Единой России» на выходе с избирательных участков, за кандидатуру и.о. мэра Новосибирска Владимира Знаткова проголосовали 37,2%, за основного конкурента, депутата Госдумы от КПРФ Анатолия Локотя — 30,8%. Одновременно сайт новосибирских коммунистов опубликовал результаты экзит-полов, проведенных фондом «Полис». Согласно данным опроса, 33% проголосовавших новосибирцев поддержали Локотя. За представителя «Единой России» отдали голоса 26,4%.

Именно между выдвинутым единороссами и региональными властями Знатковым и единым кандидатом от оппозиции, лидером новосибирских коммунистов Локотем развернулась на финише гонки основная борьба. За неделю до голосования в пользу Локотя свои кандидатуры сняли пятеро претендентов, в том числе депутат Госдумы Илья Пономарев. Для Знаткова кампания складывалась непросто: он на неделю выбыл из борьбы за пост мэра по решению суда. К тому же ему противостоял другой кандидат от власти — бывший вице-губернатор Новосибирской области Анд­рей Ксензов. «Усталость накопилась, но уже, слава богу, все позади», — прокомментировал кампанию Знатков, опуская в урну для голосования бюллетень.

Появление двух провластных кандидатов обусловил конфликт между губернатором Василием Юрченко и его предшественником на этом посту, полпредом президента в Сибирском федеральном округе Виктором Толоконским. Юрченко публично поддержал Знаткова, Толоконский открыто не поддерживал ни одного кандидата, но в областном правительстве неоднократно заявляли, что от лица полпреда на выборах выдвинут Ксензов. Он еще в январе уволился с поста вице-губернатора, вышел из «Единой России» и выдвинулся от партии «Родина». Ксензов, как и Толоконский, открыто критиковал губернатора и областное правительство, при этом отказываясь причислять себя к оппозиции.

Ситуация начала меняться 18 марта, когда президент Владимир Путин отрешил от полномочий Юрченко с формулировкой «в связи с утратой доверия». К этому времени Знатков опережал Ксензова в рейтингах. Согласно единственному опросу общественного мнения накануне выборов в Новосибирске, который 21—24 марта провела группа социологов из фонда «Общественное мнение», Высшей школы экономики, Института политических исследований (ИПИ) и исследовательской группы «Циркон», 19% респондентов готовы были отдать свои голоса за Знаткова, 15,4% — за Локотя и 8,8% — за Ксензова. Итоги опроса были опубликованы 31 марта, в этот же день Ксензов отказался продолжать участвовать в выборах, не объяснив причин.

Ростислав Туровский констатирует, что мэрская кампания была двухполюсной. «Это была одна из редких конкурентных кампаний, поэтому в ней использовались различные серые технологии, кандидаты компрометировали друг друга и т.д. В итоге электорат разделился на две части — сторонников Знаткова и Локотя», — отмечает Туровский.

По оценкам исполнительного директора ИПИ Григория Добромелова, если бы явка поднялась выше 40% , вероятность победы Знаткова увеличивалась за счет менее мобилизованного электората партии власти.

По предварительным данным городского избиркома, явка составила 31,43% (на выборах в 2009 году была 48,94%). Руководитель штаба Знаткова депутат Госдумы Александр Карелин уверен, что «грязная кампания отбила желание у избирателей голосовать, этим объясняется низкая явка».

«Выборы прошли достаточно честно», — утверждает Пономарев. Он не заметил нарушений в день голосования ни на участках, ни возле них. Это же подтверждает и руководитель движения «Голос» Григорий Мельконьянц: он не заметил никаких серьезных системных нарушений.

Прошлой осенью заметных результатов добились два оппозиционных кандидата — Алексей Навальный и Евгений Ройзман. Навальный, баллотировавшийся в мэры Москвы от РПР-ПАРНАС, набрал 27,24% и занял второе место. Сергей Собянин, назначенный мэром в 2010 году, победил в первом туре, но превысил 50-процентный порог лишь на 1,37%. Евгений Ройзман, выдвинутый партией «Гражданская платформа», победил на выборах мэра Екатеринбурга с результатом 33,31%. Его основной соперник единоросс Яков Силин проиграл с 29,71%.

Жанна Ульянова,
Фарида РустамоваИсточник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий