Москва отказалась от поддержки референдумов в Донецке и Луганске

Москва не будет поддерживать референдумы о государственной самостоятельности, которые собираются провести 11 мая ополчение Донецкой и Луганской областей. Владимир Путин обратился к руководству этих формирований с призывом отложить референдум. Ранее Госдума отказалась отправлять туда своих представителей.

«И в этой связи просим…»

«Мы считаем, что самое главное — это наладить прямой диалог… между сегодняшними киевскими властями и представителями юго-востока Украины, в ходе которого представители юго-востока Украины могли бы убедиться в том, что их законные права на Украине будут гарантированы. И в этой связи просим представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая текущего года референдум с тем, чтобы создать необходимые условия для этого диалога» — такое заявление сделал президент Путин после встречи с президентом председательствующей в ОБСЕ Швейцарии Дидье Буркхальтером.

Путин также объявил, что Россия отвела войска от границы с Украиной: «Это легко проверяется с помощью сегодняшних современных средств разведки, в том числе из космоса», а киевским властям попенял на продолжающееся использование силы против ополченцев. Киев он призвал «незамедлительно прекратить все военные и карательные операции на юго-востоке Украины», но не стал отвергать возможность признания назначенных на 25 мая президентских выборов. Выборы — «само по себе движение в правильном направлении», заметил президент, подчеркнув, что «они ничего не решат», если украинцы не будут понимать, как будут гарантированы их права в дальнейшем.

По итогам встречи было решено, что ОБСЕ возьмет на себя координацию контактов по украинской «дорожной карте». Буркхальтер сообщил, что эту «карту» можно свести к четырем пунктам: «Это прекращение огня, это деэскалация напряженности, это налаживание диалога и выборы. «Карта» урегулирования будет представлена всем участникам женевских переговоров, то есть Евросоюзу, России, США и Украине, в ближайшие часы».

На примирительные заявления из Кремля российский фондовый рынок незамедлительно ответил ростом (см. статью на с. 2).

 

Ополченцы подумают

Донецкие ополченцы заявили, что учтут призыв Путина. «Мы надеемся найти взаимопонимание с Москвой», — сказал РБК Мирослав Руденко, назначенный ополченцами сопредседателем президиума народного совета Донецкой Народной Республики (ДНР). По его словам, пока никаких решений его товарищи по ополчению не приняли, в настоящий момент подготовка к голосованию, которое ДНР и Луганская Народная Республика планируют провести в воскресенье, продолжается.

Решение должны принять «представительные органы» ополчения. «Наше мнение мы сформулируем или завтра на голосовании по поводу переноса референдума, или проведем совещание нашего коллегиального органа — правительства ДНР», — пообещал РБК один из лидеров ДНР Денис Пушилин.

То, что в Москве к идее референдума относятся без особого энтузиазма, стало понятно уже несколько дней назад. Источник РБК в администрации президента сказал тогда, что перед глазами протестующих в Донецке есть опыт Крыма, но никаких санкций на этот счет из Москвы им не поступало и не могло поступить. Москва отнесется к такому волеизъявлению с пониманием, хотя по-прежнему будет настаивать на федерализации или конфедерализации Украины, говорил собеседник РБК.

Государственная дума также отказалась направлять наблюдателей в Донецкую и Луганскую области. Как сказал РБК председатель комитета Госдумы по делам СНГ Леонид Слуцкий, референдум — это дело самих регионов Украины. О том же заявил информагентствам и вице-спикер нижней палаты единоросс Сергей Неверов. Члены российского Центризбиркома на вопрос РБК о возможности направления наблюдателей не отвечали. Общественная палата России была готова отправить в Донецкую область своих представителей, небольшой группой и за свой счет.

В Донецке лидеры антиправительственного движения рассчитывали провести референдум на тех же участках, что и обычно — то есть в школах и больницах. Городские власти на это согласия не давали. «Комиссии сформированы на 86% из активистов и тех, кто раньше работал в УИК на выборах», — рассказывал РБК Руденко, а Роман Лягин, которого организаторы плебисцита называют председателем центризбиркома Донецкой Народной Республики, говорил об уже 400 зарегистрировавшихся наблюдателях.

Под контролем ополченцев находятся все девять райисполкомов Донецка. Все они были взяты мирно, за исключением Калининского, который «немного пострадал», рассказала РБК главный редактор издающейся Донецким горсоветом «Муниципальной газеты» Елена Блоха. В них, пояснила она, местными властями активистам «выделены комнаты», в которых должны были заседать «окружные избирательные комиссии». Хотя Киев запретил пользоваться данными Государственного реестра избирателей, проблем со списками у ополченцев не должно было быть. «Зарегистрированы 3 млн 198 тыс. избирателей», — говорил Лягин. По мнению Блохи, у организаторов референдума сохранились списки избирателей, оставшиеся с парламентских выборов 2012 года. Были также отпечатаны 3 млн 200 тыс. экземпляров бюллетеней с единственным вопросом «Поддерживаете ли Вы Акт о государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики», которые, по словам Лягина, начали поступать в другие города Донецкой области.

Символический шаг

Отказ Путина от поддержки главной инициативы ополченцев может иметь как стратегические, так и тактические резоны, считают опрошенные РБК эксперты.

«Предложение Путина — символический шаг к деэскалации ситуации на востоке Украины», — рассуждает партнер консалтингового агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. У Москвы нет прямых рычагов воздействия на ополчение: «Как показывает практика, чтобы достичь договоренности с лидерами сопротивления даже по второстепенным вопросам, к ним выезжают высокие представители из Мос­квы», — приводит он в пример миссию Владимира Лукина по освобождению из плена семерых военных наблюдателей ОБСЕ в начале мая. Посредничество Лукина и последнее заявление Путина «посылает США и ЕС сигнал о том, что Россия играет конструктивную роль в удержании ситуации от скатывания к полномасштабной войне».

С точки зрения тактики голосование в условиях антитеррористической операции было бы лишено и внешней, и внутренней легитимности. «Путин понял, что крымских референдумов на востоке Украины не получится. По­этому он решил положить эту карту на стол, когда ее цена максимально высока», — заявил РБК директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин. Он уверен, что Путин предварительно ознакомился с результатами соцопросов на Восточной Украине. Об отсутствии тотальной поддержки идеи независимости или присоединения к России со стороны местного населения говорит и член комитета по делам СНГ, бывший постпред России при ЕС Василий Лихачев (КПРФ): «На данный момент нет 100-процентной убежденности у жителей областей, что нужно голосовать за суверенитет». Дальнейшая судьба инициативы с народным волеизъявлением будет зависеть от диалога России с Западом, уверен депутат.

Киев гарантированно не признал бы это голосование так же, как и его западные партнеры.

Госсекретарь США Джон Керри назвал референдум «надуманным и фальшивым». «Мы категорически отвергаем эту незаконную попытку дальнейшего разделения Украины», — заявил он в среду на совместной пресс-конференции с верховным представителем ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон.

 Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий