Мнение эксперта: почему государство продолжает отбирать у нас пенсии
Правительство решило изъять пенсионные накопления на 2015 год. Что нужно предпринять, чтобы нынешние работники не остались совсем без пенсий?
Минтруд сообщил, что правительство решило продлить мораторий на формирование накопительной части пенсий на год – то есть и в 2015 году пенсионные накопления будут изъяты и направлены на выплаты нынешним пенсионерам. Этого следовало ожидать: в условиях, когда у правительства масса свежих идей о том, как потратить деньги, а ситуация с доходами бюджета ухудшается, перечисление четверти триллиона рублей на долгосрочные накопления выглядит атавизмом. Сейчас экспертов уже не пугает даже предложение вовсе упразднить обязательные пенсионные накопления.
Накопительная часть пенсии — лакомый кусок для политиков и чиновников, и не только в России. Венгрия в 2010 году де-факто конфисковала накопления, создававшиеся с 1998 года, усложнив процедуру сохранения своих счетов для работников. Польша также изъяла вложения пенсионных фондов в государственные облигации, а Аргентина сначала заставила инвестировать накопления в дефолтный госдолг, а потом национализировала накопительную систему. Казахстан централизовал управление пенсионными накоплениями в едином государственном фонде, и вполне вероятно, что накопительную систему вскоре вовсе ликвидируют, заменив ее налогом.
Почему отобрать у граждан накопления так легко? Чиновники и депутаты знают, что не понесут никакой ответственности за долгосрочную дестабилизацию пенсионной системы. Негативные последствия удара по накоплениям сильно отложены во времени. Накопления, как правило, создают работники, которым до пенсии еще довольно далеко, и они не столь озабочены текущей сохранностью этих накоплений. Наконец, негативные последствия изъятия накоплений для рынка государственного долга прочувствуют на себе другие ведомства и институты — социальный блок правительства России, инициировавший мораторий, они не затронут. Пенсионная индустрия и некоторые владельцы накоплений, конечно, будут протестовать, но безуспешно.
Между тем без накоплений в российской пенсионной системе уже не обойтись – об этом говорят и демографические, и экономические прогнозы. При сохранении нынешнего пенсионного возраста и размера взносов коэффициент замещения — грубо говоря, отношение средней пенсии к средней зарплате, — упадет с 36,2 % в 2012 году до 25-26% (по довольно оптимистическим оценкам ЦСР) к 2030 году, когда на пенсию начнут выходить нынешние 40-летние. А ведь и конвенция МОТ о социальном обеспечении, и долгосрочный план социально-экономического развития России предусматривают, что коэффициент замещения должен составлять 40% от средней зарплаты. Даже если размеры социальных взносов вырастут, и их будут взимать со всей суммы высоких зарплат, как предлагает сейчас Минфин, разницу покрыть будет невозможно – если не создать работающий механизм накоплений. Поэтому надо уже сейчас думать о том, как перезапустить накопительную систему.
Один из главных вопросов – это статус самих накоплений. О том, что опасно оставлять пенсионные накопления в собственности государства, давая некоторые права по распоряжению ими и их инвестированию, говорилось еще при запуске системы в 2002-2003 годах. Ружье, повешенное на стенку, выстрелило в прошлом году, когда ПФР и Минтруд стали разъяснять: это только кажется, что накопления принадлежат работникам; на самом деле государство имеет право делать с ними, как и с налоговыми поступлениями, все, что угодно.
Чтобы решить эту опасную дилемму, возможно, стоит в принципе отказаться от обязательности накоплений. Пусть взносы платит не работодатель, а сам работник (то есть они вычитаются из зарплаты), и за ним остается право распоряжаться этими деньгами. То есть важно, чтобы накопления признавались собственностью работника, на распоряжение которой государство может налагать некоторые ограничения, но никак не наоборот. Конечно, понадобятся дополнительные стимулы, чтобы накопления были долгосрочными: активное софинансирование со стороны работодателей и государства, штрафы за досрочное изъятие средств.
Во-вторых, нужно, чтобы решения по пенсионным вопросам влекли серьезные последствия для тех, кто их принимает. Сегодня пенсии депутатов и госслужащих формируются совсем не так, как у обычных граждан. Например, бывшие депутаты Госдумы имеют право на надбавку к пенсии в размере от 55% своей зарплаты. Они распоряжаются будущим миллионов людей, но на них самих результаты этих решений никак не распространяются.
Стоит поставить вопрос о переводе госслужащих, не относящихся к силовым структурам, на общие трудовые пенсии; дополнительные накопления для обеспечения доплат будут в этом случае частично формироваться за счет государства (как в Великобритании). Наличие у госслужащих накоплений, в числе прочего, повысит их заинтересованность в финансовой стабильности и их риски в случае проблем в пенсионной системе.
В-третьих, нельзя допускать ежегодных изменений в пенсионной формуле или в правилах перевода накоплений, какими бы благовидными ни казались их цели. Мегарегулятор финансового сектора в лице ЦБ РФ, финансово-экономический блок правительства и пенсионная индустрия, экспертное сообщество вполне могли бы подготовить адекватные планы по стабилизации системы, в которые встроены такие ограничения. Эти планы пригодятся, когда изъяны курса «ликвидаторов» и его негативные долгосрочные последствия станут очевидны политическому руководству страны.
Читать полностью:http://top.rbc.ru/economics/05/08/2014/941149.shtmlИсточник: РБК daily