Митинг в поддержку фигурантов «Болотного дела» на Манежке собрал 50 человек
В Замоскворецком районном суде Москвы начали читать приговор по «Болотному делу». Восемь подсудимых признаны виновными, но сроки будут названы только в понедельник. Отсутствие определенности привело к тому, что митинг в пятницу вечером на Манежной площади собрал всего 50 человек.
«Не будет свободы, будет майдан!» — скандировала толпа рядом с Замоскворецким райсудом. Около полутысячи человек собралось на вынесение приговора восьми фигурантам «Болотного дела». Проход к зданию суда был перекрыт метров за сорок железными заграждениями, цепью полицейских и судебных приставов, собравшиеся сконцентрировались на небольшом перекрестке рядом.
Протестующим хотелось быть похожими на киевлян: в толпе были видны красно-черные «бандеровские» значки, желто-голубые повязки, популярные на майдане шапки с украинским гербом-«тризубом» и звездами Евросоюза. По аналогии с майданом над толпой реял государственный флаг — российский триколор.
В автозаки полицейские тащили людей с большим сопротивлением, чем обычно, а из одного автобуса задержанным удалось убежать: незапертую дверь оставили без присмотра. Как отчиталась московская полиция, задержанных было две сотни — это рекорд для Москвы с 6 мая 2012 года. По данным ОВД-Инфо, все они были отпущены, на большинство из них были составлены протоколы по статье 20.2 КоАП.
Около часа протестующие перекрывали перекресток — правда, машины там и так почти не ездили, затем полицейские оттеснили собравшихся на тротуар.
— Граждане, ваша акция не согласована с исполнительной властью, — кричал в мегафон омоновец.
— У нас не акция, у нас прогулка! — отвечала толпа.
Омоновцы так не считали и каждые пару минут хаотично заламывали и уводили людей с тротуара. У половины полицейских при этом отсутствовали нагрудные номерные знаки. К суду пришли «звезды оппозиции»: Алексей Навальный, Надежда Толоконникова, Мария Алехина, Борис Немцов, Дмитрий Гудков, Сергей Митрохин и др. Собравшиеся сетовали на количество — 500 человек вряд ли будут слушать в Кремле.
Читать приговор судья Наталья Никишина начала в 15.00, с трехчасовым опозданием. Она успела объявить, что подсудимые имели умысел и совершили насилие в отношении полицейских, а на Болотной площади 6 мая 2012 года были массовые беспорядки. Но после часа оглашения неожиданно остановилась и пообещала озвучить судьбу подсудимых утром в понедельник. Собравшиеся гадали, с чем это связано больше — с Сочи или Украиной.
Адвокат Светлана Сидоркина, участвующая в процессе, рассказала РБК daily, что приговор почти калька с обвинительного заключения, разве что куски его переставлены местами. Светлана Сидоркина и Дмитрий Аграновский (еще один адвокат, работающий по делу) говорят, что из сказанного Никишиной нельзя понять, какие сроки она назначит. Прокуратура всем восьми обвиняемым просит по пять-шесть лет лишения свободы.
«Перспективы у меня очевидные — срок мотать», — заявила РБК daily 21-летняя Александра Наумова (Духанина), выходя из здания суда со своим мужем. Самая юная подсудимая ждет приговора под домашним арестом.
На обжалование приговора у защиты будет десять дней, и пока у защитников разные идеи о том, что делать дальше. Сидоркина говорит, что нужно будет добиваться снятия с подсудимых статьи «массовые беспорядки». (Всех восьмерых обвиняют в участии в беспорядках и насилии в отношении полицейских.) За неопасное для здоровья насилие в отношении полицейских само по себе ранее несудимых людей сложно отправить за решетку.
Павел Чиков — несколько адвокатов «Болотного дела» работают с ассоциацией «Агора», которую он возглавляет, — напротив, рассказал РБК daily, что, возможно, следует доказывать, что насилие против полицейских — это часть массовых беспорядков, и нужно стараться оставить только одну статью УК в обвинении, т.к. по массовым беспорядкам объявлена амнистия, а по насилию против полицейских — нет.
Депутат от компартии и член ее ЦК Вадим Соловьев в разговоре с РБК daily не исключил, что коммунисты постараются «болотников» подвести под новую амнистию — например, таковая возможна к 70-летию победы в Великой Отечественной. Кроме того, в КПРФ проанализируют «Болотный процесс» и могут предложить корректировку соответствующих законов, уточнить понятие «массовые беспорядки».
В случае обвинительного приговора оппозиция хотела собраться в пятницу в 19 часов на Манежной площади, но тактика Никишиной спутала ей карты. В итоге у памятника Жукову собрались человек 20 «несогласных» и 30 журналистов. Манежная не была закрыта, но пройти туда можно было только через два пункта досмотра, площадь окружили металлическими заграждениями и автозаками.
Молодой полицейский в мегафон скандировал: «Граждане, не мешайте проходу других граждан!» Площадь при этом была почти безлюдна. Начались задержания, но в темноте полицейским попадались в основном журналисты. Корреспондента РБК daily задержали с пресс-картой в руках, но минут через пять выпустили из автозака вместе с журналистом из Санкт-Петербурга. «Путаница» оказалась неприятна для полицейских, и на площадь вывели спецназ внутренних войск, в касках, бронежилетах и с дубинками. Бойцы быстро вытеснили с Манежной всех, в том числе случайных прохожих. В соцсетях оппозиционеры призывают снова идти к Замоскворецкому суду в понедельник.Источник: РБК daily