Минэкономразвития предлагает узаконить «маленькие» картели

Картельные соглашения и соглашения о разделе рынка могут быть частично легализованы в России. Минэкономразвития предлагает разрешить малому бизнесу не оглядываться на антимонопольное законодательство.

В Минэкономразвития подтвердили РБК, что разослали для публичного обсуждения свои предложения. «Публичное обсуждение только началось, официальные позиции подавляющего большинства ведомств и организаций, включая «ОПОРА России» и ФАС, в Минэкономразвития еще не поступили», — сказала помощник министра Елена Лашкина.

Основная идея поправок в закон «О защите конкуренции», предлагаемых Минэкономразвития (есть у РБК), в том, чтобы обеспечить малому бизнесу в год иммунитет от запретов антимонопольного законодательства, которые сегодня распространяются на любых предпринимателей. Под малым бизнесом в действующем законодательстве понимаются компании численностью до 100 человек и оборотом до 400 млн руб.

В отношении предприятий, подпадающих под эти критерии, предлагается не обращать внимания на такие формы злоупотребления доминирующим положением, как установление монопольно высокой цены, изъятие товаров из обращения для повышения цен, сокращение и прекращение производства, призванное повлиять на стоимость товаров, необоснованное установление различных цен на один и тот же товар.

Картельные соглашения, которые считаются одним из самых опасных нарушений конкуренции, также предлагается для «малышей» не запрещать. Фактически им будет позволено делить рынки, согласованно контролировать объемы производства, отказываться от заключения договоров с неугодными заказчиками.

По мнению авторов поправок, малые предприятия из-за своего размера не всегда способны ограничивать или искажать конкуренцию на рынке. Позиция ФАС, которую ведомство высказывало ранее, противоположна: если установлено доминирование, то не обращать внимания на нарушение нельзя. Глава ведомства Игорь Артемьев неоднократно обращал внимание на такую особенность российской экономики, как множество локальных рынков, где монополистами становятся компании, которые лишь формально относятся к категории малых. Большинство из них, замечал он, относятся к естественным монополиям и работают в сфере ЖКХ.

Еще один довод в пользу контроля над малым бизнесом — практика дробления крупных компаний недобросовестными собственниками. Она расширится в случае реализации предложений, схожих с теми, что предлагает Минэкономразвития, говорил ранее замруководителя ФАС Андрей Цыганов.

«На следующей неделе по этому вопросу состоится совещание», — пояснил РБК представитель пресс-службы ФАС, говоря о предложенных Минэкономразвития поправках. После этого, сказал он, будет готовиться официальный отзыв ведомства.

Минэкономразвития в разосланных для обсуждения документах ссылается на конкретные примеры «формального» применения статей закона со стороны ФАС — штраф «доминирующему» кинотеатру «Салют» в Ставрополе за стандартную надбавку за билет на сеанс 3D и выявленный картель из трех индивидуальных предпринимателей, установивших схожую цену на бензин. Эти предприниматели, по мнению авторов законопроекта, не могли влиять на рынок.

Эти примеры ничего не доказывают, кроме того, что в ФАС «есть не очень умные люди», говорит вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин: «В условиях дико монополизированной экономики России, в том числе на муниципальном уровне, нам кажется, что установление иммунитетов несвоевременно. Создается впечатление, что делается попытка упростить монополизацию рынка». Более 50% дел ФАС направлено против муниципальных властей и «карманных» бизнесов, а контроль со стороны ФАС — на 120-м месте в списке проблем бизнеса, считает он.

ФАС использует полномочия нецелевым образом, не согласен старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. Служба получает от законодателя полномочия для борьбы с крупнейшими компаниями страны, но на практике использует их преимущественно для преследования малого и среднего бизнеса. «Сколько бы в стране ни было нарушений, ФАС не может всерьез расследовать в 185 раз больше дел, чем хорошо финансируемая Федеральная торговая комиссия США», — иронизирует он.

В справке к предложениям Минэкономразвития отмечается риск побочного эффекта в виде роста цен на товары на небольших или удаленных рынках. Но чиновники министерства ожидают, что либеральный антимонопольный режим привлечет на них новых игроков, что позволит в будущем снизить цены.

 

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий