Мертвый сезон: российские туристы боятся ехать на Украину
Эскалация конфликта на Украине буквально остановила продажи туристических путевок в эту страну. Уже сейчас в Ассоциации туроператоров России (АТОР) потери турпотока из России оценивают на уровне 30%. Хуже всего ситуация складывается в сегменте экскурсионных туров формата «два-три дня», здесь продаж просто нет. Немного лучше обстоят дела в направлении Крыма, где российские туристы не спешат искать замену привычным им украинским курортам, а лишь взяли паузу. Возникли проблемы и у тех, кто предпочитает путешествовать на личном автомобиле. Многие отказываются от транзитного проезда через Украину. Та же проблема актуальна и для автобусных туров. В связи с этим в Ростуризме РФ уже посоветовали организаторам поездок искать альтернативные маршруты.
По данным Росстата, Украина лидирует в списке стран по въезду россиян. Так, за девять месяцев 2013 года в эту страну прибыли, в том числе и с целью туризма, более 8 млн наших граждан. В числе наиболее популярных направлений для отдыха традиционно лидирует Крым. Как рассказал РБК исполнительный директор Ассоциации курортов Крыма Александр Трофимов, в прошлом году курорты полуострова посетили около 2 млн россиян. Структура рынка, с его слов, включает в себя около 400 объектов организованного отдыха (санатории, пансионаты, базы отдыха) и более 5 тыс. объектов частного сектора. Но с начала волнений в стране, говорит Трофимов, в Ассоциации отмечают полную остановку бронирования. О схожей ситуации говорят и российские туроператоры. По оценке руководителя комитета по внутреннему туризму АТОР Ильи Уманского, в настоящее время спрос у российских туристов на Украину практически равен нулю. «Ежедневно общаемся с туроператорами, максимум пять заявок в день — это практически ноль», — рассказывает он, добавляя, что уже сейчас в АТОР оценивают потери турпотока в этом направлении в районе 30%.
Схожая тенденция наблюдается и в сегменте недорогих экскурсионных туров выходного дня. «На выходные и праздничные дни всегда был очень высокий спрос. Удачное соотношение цены и качества плюс ехать недалеко», — говорит менеджер по развитию туризма компании «Магазин путешествий» Василий Тибенко. «Сейчас спрос не то что упал, уже с конца прошлого года его просто нет», — говорит он.
То, что продажи практически остановились, признают и в Ростуризме. По словам руководителя пресс-службы Ростуризма Ирины Щегольковой, сильную озабоченность вызывают детские оздоровительные лагеря, в которые ежегодно на лечение оправляются дети из России. «Поступает очень много звонков от родителей, купивших или забронировавших путевки, с вопросом: что делать? Мы советуем внимательно отслеживать новости. До начала летнего сезона еще есть достаточно времени, как есть и предпосылки для стабилизации ситуации», — считает Щеголькова.
Другое дело, отмечает она, автобусные туры в Европу, в которые традиционно отправляются школьники в период весенних каникул. «Идет ли поезд или автобус по Украине, никто не может дать гарантию безопасности», — отмечает она, добавляя, что Ростуризм уже советует организаторам таких туров выбирать альтернативный маршрут, например через Белоруссию. «Мы говорили с операторами, какие пути можно найти, чтобы обеспечить безопасность. Мы также обращались в РЖД с тем, чтобы они пошли навстречу и уже выкупленные билеты через Украину перенаправить через Белоруссию», — пояснила Щеголькова.
Со схожей проблемой столкнулись и российские автолюбители, предпочитающие поездки в Европу на собственном транспорте. «С 2010 года ездим через Украину в Болгарию на автомобиле по три раза в год. Трафик по этому маршруту оживленный в любое время года, авто с российскими номерами можно встретить на границе с Болгарией даже ночью в феврале», — рассказывает участница форума собственников жилья в Болгарии Дарья Штоколова. Стоимость такой поездки значительно дешевле авиаперелета, кроме того, есть возможность перевезти больше вещей. «Средняя протяженность стандартного маршрута по Украине — 2,2 тыс. км, альтернативные варианты — это минимум 3 тыс. км. Это дополнительный день в пути, расход топлива и необходимость получить Шенген. При проезде по украинскому маршруту достаточно только болгарской визы», — поясняет она. «Так что майские праздники уже точно под вопросом. Будем надеяться, что все наладится к летнему сезону», — заключает автомобилистка.
На улучшение ситуации возлагают надежды и участники рынка. «Надеемся, что после 30 марта, когда в Крыму будет проведен референдум, ситуация устаканится. Чувствуется участие России, как государства, в части заявления российских чиновников, что Крым является в настоящее время одним из спокойнейших регионов Украины», — говорит участник АТОР Уманский. В противном случае, отмечает он, такое проседание рынка может стать критичным для его участников. «Например, в моей туристической компании объем Крыма в общем объеме портфеля предложений составляет около 30%», — рассказывает он. При этом, считает Уманский, ожидать краха турфирм в случае осложнения ситуации не стоит. «Такие направления, как Крым или Белоруссия, считаются безрисковыми из-за отсутствия чартерных перевозок и условий финансовой ответственности. Скорее можно говорить о потере прибыли», — поясняет он.
В числе позитивных тенденций участники рынка отмечают то, что туристы, предпочитающие отдых в Крыму, не спешат выбирать другие направления. «В связи с аннуляциями по Крыму не видно резкого всплеска в других направлениях, например в Сочи и курортах Краснодарского края. Рост по этим направлениям находится в рамках запланированных показателей. Мы не видим связи с Крымом», — говорит Уманский. Он считает, что туристы пока взяли паузу до прояснения ситуации. По его мнению, те, кто ездит в Крым, вряд ли найдут себе, что-то идентичное в Краснодарском крае на замену. «В первую очередь потому что отдых в Крыму значительно дешевле, разница составляет от 20 до 25%», — говорит эксперт.
Тем временем в Крыму продолжают убеждать, что ситуация на полуострове находится под контролем. «Мы настаиваем на том, что у нас все спокойно и стабильно», — говорит представитель Ассоциации курортов Крыма, добавляя, что неприезд туристов грозит обнищанием 90% населения. И хотя, продолжает он, в структуре бюджета Крыма туризм занимает 10—15-е место, «с точки зрения людей и всех сфер жизни, по сути, это миллиарды долларов, которые аккумулируются в течение лета».
Главная проблема, по мнению крымской стороны, в том, что россияне, готовые посетить Крым, боятся пересекать границу с Украиной. «Боятся диверсий и что их будут ущемлять на границе. Это тоже не соответствует действительности», — уверяет Трофимов. Реальной альтернативой, по его словам, могло бы стать улучшение сообщения через Керченский пролив. В декабре 2013 года Россия и Украина уже подписали пакет документов по двустороннему сотрудничеству, в том числе и соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив. На минувшей неделе премьер Дмитрий Медведев распорядился о создании строительной компании под этот объект. Но в самом Крыму, со слов Трофимова, в это мало кто верит. «В любом случае это не сиюминутное решение», — считает он.
Источник: РБК daily