Люди и куклы: премьера балета «Щелкунчик» в Михайловском театре

Это последняя (специально поставленная для Петербурга) работа главы балета театра Начо Дуато перед его отъездом в Европу: со следующего года испанский хореограф будет работать в Берлине. Но он не бросает российский театр: в мае нас ждет петербургская премьера одноактного балета «Белая тьма».

Как утверждает хореограф, если б он не приехал в Россию, то вряд ли стал заниматься классическим танцем и закладывать его в основу спектаклей. Взявшись за «Щелкунчик» как за некое подведение российских итогов, Дуато не стал ничего придумывать, хотя на этом названии неоднократно резвились (с разным художественным результатом) его коллеги по балетмейстерскому ремеслу. Его спектакль — идеальный повод для семейного похода в театр, внятный рассказ волшебной истории, добрый и красивый, как новогодний подарок.

Это настроение обещано с самого начала: название балета вышито на занавесе звездами на фоне черного неба. Действие происходит в начале прошлого века, чтобы приблизить сказку ко времени написания партитуры Чайковского и к созданию первой сценической версии. Поэтому гросфатер — танец родителей в первом акте — пронизан манерностью декаданса. Сценограф Жером Каплан наделил персонажей модными костюмами эпохи, вплоть до глянцевых цилиндров и бобровых шуб, а использование в оформлении папье декупе — резаной бумаги — придает зрелищу нарядность елочного украшения.

Классический танец скреплен с элементами современной хореографии, именно так поставлена битва с мышами (со своими кожаными шлемами и куртками грызуны похожи на первых авиаторов, даром что из пастей торчат страшные зубы). Разнообразно порхают снежинки в космической метели, сквозь которую пробираются герои. Пестрят вкусными подробностями танцы кукол, живущих в сказочном мире Машиных сновидений: тут и испанская страсть под большим красным веером, и французское кокетство на маскараде, обрамленное сердечками, и русский матросский танец, и индийское заклинание змей с помощью пластической медитации и ползающей по сцене золотой рептилии.

Апофеоз Розового вальса, когда счастье льется через край, сменяется светлой грустью финала: Маша просыпается, принц исчезает, но вдохновитель ночной сказки Дроссельмейер (Марат Шемиунов) вместе с ней обнимает деревянного Щелкунчика.

Дуато развлекает — и исподволь учит детей человечности. Маша (Оксана Бондарева) приласкала изуродованного Щелкунчика (Леонид Сарафанов), и он кардинально преобразился: способность героини к состраданию оживляет нескладного уродца, любовь-волшебница делает его прекрасным. Спектакль, увлеченно станцованный труппой, не просто поставлен для детей — это театральное действо для самых маленьких. Недаром в начале добрый мужской голос в фонограмме кратко пересказывает сюжет. И на памятное с младенчества радиоприветствие «слушай, дружок, я расскажу тебе сказку» похоже, и родителям, не подготовившим детей к балету, не надо в последний момент, в спешке, шепотом пересказывать подробности.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий