Кудрин – РБК: «Главная проблема – полное отсутствие доверия к политике»

Кризис надолго

– Недавно вы представили неутешительный экономический прогноз на 2015 год (см. врез). Насколько, на ваш взгляд, кризис в России будет затяжным?

– Он будет достаточно затяжным, но еще дольше может продлиться стагнация, когда темпы роста экономики будут находиться в пределах +/-1%. Это связано с очень плохой структурой экономики, не соответствующей современным вызовам, слабыми стимулами роста и финансовой системой, перегруженной разного рода обязательствами и не имеющей запаса прочности для наращивания инвестиций. К этому добавились санкции. Ждать стимулов извне тоже было бы странно – в Китае, например, предполагается некоторое снижение темпов роста в ближайшие 3–4 года. Если мы не будем реформировать экономику и не получим снижение уровня санкций, то нас ждут отрицательные или низкие темпы роста года четыре, может, и больше.

– Чиновники правительства признаются, что у властей нет стратегического плана по преодолению кризиса – они занимаются «тушением пожаров». Действительно ли в нынешней ситуации какой-либо долгосрочный план невозможен?

– Не все зависит от Минэкономразвития, или Минфина, или какого-либо другого министерства. У меня есть ощущение, что на всех уровнях власти, в том числе на уровне первого лица, нет объективной оценки вызовов, которые встают перед Россией. Там есть ощущение, что 2–3 года поможет продержаться Резервный фонд, а потом экономика пойдет вверх в рамках некого цикла. Есть предположение, что принятую три года назад военную программу можно обеспечить расходами, хотя очевидно, что и раньше ее нельзя было выполнить, тем более сейчас, когда цены на нефть низкие. Объявленное сокращение госрасходов коснется не оборонных и не социальных статей. В результате структура государственных финансов ухудшится: будут сокращаться те направления, которые связаны с подъемом экономики, с инфраструктурой, с качеством образования и подготовки рабочей силы, с качеством лечения и здравоохранения. В числе антикризисных мер могут быть даже приняты решения, которые продлят стагнацию.

– То есть Резервный фонд нам не поможет, получается?

– Дефицит, конечно, можно покрывать за счет Резервного фонда, он в том числе для смягчения шока снижения цен на нефть и создан. Но это не означает, что если он у нас есть, то нужно сохранить все прежние планы в том же объеме, как при цене на нефть в $100. В долгосрочном периоде цена на нефть будет находиться в районе $75–80. Поэтому мы должны признать, что взятый ранее общий уровень обязательств завышен и должен быть снижен. Мы должны перейти к более современной структуре бюджета, которая работала бы на рост. Нужно не сиюминутное затыкание дыр, как, допустим, зачастую было в 2008–2009 годах. Тогда был шок мировой экономики, и нам приходилось, недолго думая, тратить деньги. Это была не во всем уж такая выверенная и, может быть, сверхэффективная программа, но в силу обстоятельств она в тот момент сработала. Сейчас взять и повторить ее было бы ошибкой.

– Но правительство хочет взять за основу именно ее и начать оказывать поддержку системообразующим предприятиям. Внешние рынки закрыты, так что придется это делать за счет эмиссии, правильно?

– От старых обязательств неприятно отказываться. От некоторых – по военно-политическим причинам, от других – по социально-политическим. А поскольку уже сейчас денег не хватает, то рассматривается вопрос о смягчении денежной политики, о выдаче кредитов на более льготных условиях, которые идут в разрез с требованиями ситуации на рынке в части рисков, инфляции, давления на курс. Чаша весов может (это еще не произошло) склониться к большей эмиссии. Это, в общем, будет разбалансировать макроэкономику. В то время как мы будем решать отдельные задачи отдельных предприятий и отраслей, допустим, выдавая льготные долгосрочные кредиты оборонному комплексу, мы поддержим стагнацию экономики в целом. Инфляция будет выше, соответственно, ставка кредита для обычных предприятий будет чрезмерно высока. А ведь именно они обеспечивают экономический рост – в прошлом году общий объем инвестиций в стране был около 13,2 трлн руб., из них только 20% – государственные.

Фото: Николай Асмоловский для РБК
Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий