Китай прессует зарубежные компании

Китайский рынок приносит зарубежным компаниям многомиллиардные прибыли, но в последнее время к ним добавились еще и многомиллионные проблемы. В среду стало известно, что антимонопольное ведомство КНР заподозрило зарубежных производителей автомобилей и детского питания в ценовых манипуляциях на местном рынке. Основанием для подозрений стала новая трактовка понятия ценового сговора, которым власти теперь считают любую рекомендацию цен на свою продукцию со стороны компаний.

«В настоящее время в автомобильной отрасли начато расследование по поводу ценовой политики ведущих зарубежных компаний», — подтвердил заместитель председателя Союза китайских автодилеров Луо Лей (Luo Lei) в среду. По его словам, антимонопольный отдел правительства КНР обратился в эту организацию с просьбой предоставить детальную информацию о существующей практике формирования цен на авто иностранных брендов. При этом речь идет не только об импортированных автомобилях, но даже и о тех, которые выпущены на территории Китая. Особое беспокойство эта новость вызвала в Германии: Volkswagen продает в КНР почти треть своих автомобилей и строит там семь новых заводов. Daimler также разработал стратегию расширения своего присутствия в Китае.

Возросшая «активность» антимонопольных структур Китая застала врасплох не только автомобилестроителей, но и представителей других отраслей. Дело в том, что многие из них неожиданно столкнулись с новой трактовкой властями антимонопольного законодательства, которое в последний раз менялось пять лет назад. Тогда производителям строго-настрого запретили диктовать продавцам цену на свою продукцию. Однако на практике автоконцерны все-таки согласовывали с дилерами, какие предельные скидки те могут предоставлять покупателям. До самого последнего времени аналогичные договоренности – для обеспечения максимальной рентабельности — имели место и в других отраслях. Пять лет китайские власти такая практика не беспокоила.

Но Поднебесная тем и отличается от многих других рынков, что правила игры здесь меняются весьма неожиданно. То, на что еще вчера власти смотрели сквозь пальцы, вдруг объявляется серьезным нарушением действующего законодательства. Несколько недель назад Госкомитет по развитию и реформам Китая, в связке с которым действует антимонопольное подразделение правительства, нанес болезненные удары сразу по нескольким отраслям. При этом штрафные санкции были наложены со ссылкой именно на положения измененного в 2008 году законодательства. Так, на 80 млн евро были оштрафованы шесть иностранных поставщиков молочного порошка, а в понедельник госкомитет оштрафовал и ювелирные розничные сети.

Еще одной жертвой антимонопольщиков стали зарубежные поставщики детского питания. В вину им поставили то, что свой очень успешный бизнес они якобы строили на ценовом сговоре с оптовиками и розничной торговлей. Застигнутые врасплох иностранцы-поставщики были в полном недоумении, так как договаривались они о ценах не между собой, а с торгующими фирмами, что на любом развитом рынке считается абсолютно нормальной практикой. «Для нас это – урок, и теперь мы будем более внимательно изучать местные законы», — примирительно пообещал в этой связи представитель голландской Friesland-Campina в беседе с газетой NRC Handelsblad.

По всей вероятности не хотят ссориться с властями и поэтому воздерживаются от резких высказываний и представители немецкой автоиндустрии. «Если разница в ценах на одни и те же автомобили за рубежом и в самом Китае отличаются, то причина в разнице по налогам и таможенным сборам. Впрочем, сейчас рынок КНР является вполне зрелым, и скидки в размере 7% на автомобили уже не редкость», — заявил глава Audi China Дитмар Фоггенрайтер, отметив, что «счастливые времена, когда клиенты соглашались переплачивать за импортные продукты, остались в прошлом».

 

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий