Кинопродюсеры просят у государства 10 млрд рублей
Количество проектов, на которые продюсеры попросили господдержку, снизилось по сравнению с прошлым годом на 15% — компании все меньше хотят брать на себя риски по возврату средств. В Фонд кино поступило 170 заявок на общую сумму 10 млрд руб., но может выделено всего 3 млрд.
Из 170 проектов 40 заявок на 3 млрд руб. подали девять кинокомпаний-лидеров, сообщили РБК в Федеральном фонде социальной и отечественной поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). Свой перечень лидеров фонд обновляет ежегодно — критериями отбора являются, в частности, сборы по итогам предыдущего киногода и награды на кинофестивалях. В этом году мейджорами были признаны «Арт Пикчерс Студия», «Дирекция кино», «Кинокомпания СТВ», «Нон-Стоп Продакшн», «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», «Студия «Тритэ», «ТаББак», «Централ Партнершип» и Enjoy Movies. Год назад лидеров было больше — тринадцать. Тогда они подали 45 заявок на общую сумму почти 3,7 млрд руб. Помимо лидеров заявки могут подать и все остальные кинокомпании. В прошлом году они заявили о 156 проектах, попросив 7,7 млрд руб. В этом году количество таких заявок снизилось до 130 на общую сумму 7 млрд руб.
Но Фонд кино может выделить всем лишь 3 млрд руб., из которых мейджоры получат 1,9 млрд руб. Из них 1,2 млрд руб. предоставляются на безвозмездной основе, 700 млн руб. — на условиях полной возвратности. Остальным кинокомпаниям Фонд кино выделит 1 млрд руб. — сумма будет поделена пополам на возвратные и безвозвратные деньги. Все кинопроизводители также вправе претендовать на 100 млн руб. в качестве субсидий по выплате коммерческих кредитов. Фонд кино может профинансировать только до 70% в общем производственном бюджете фильма. Год назад господдержку в итоге получили 66 фильмов от 46 кинокомпаний. Сначала заявки рассмотрел экспертный совет фонда, потом прошла публичная защита проектов. В этом году процедура не изменится. 16 июня экспертный совет рассмотрит 40 заявок от компаний-лидеров, дата защиты всех остальных проектов пока не определена.
Член экспертного совета Фонда кино, руководитель исследовательской компании «КиноЭкспертиза» Олег Иванов объясняет общее снижение поданных заявок тем, что не все кинокомпании успели получить для своих проектов в Минкультуры удостоверение национального фильма — это обязательное условие при подачи заявки в Фонд кино. В этом году фонд установил слишком короткий срок — чуть больше месяца — для приема заявок, объясняет Иванов. Другой член экспертного совета, гендиректор «Невафильм» Олег Березин считает, что количество заявок снизилось, потому что опыт прошлого года, когда из 156 заявок было одобрено всего лишь 28, убедил продюсеров в том, что «государство просто так денег не дает». «Фонд кино серьезно озаботился финансовой дисциплиной кинематографистов, в последние годы появились жесткие требования по срокам производства и возврату средств», — отметил Березин. Эксперт подчеркивает, что Фонд кино в первую очередь заинтересован в проектах, которые способны собрать кассу. Небольшие кинокомпании стали понимать, какие риски они несут, получая от фонда возвратные средства, соглашается продюсер и совладелец «Нон-Стоп Продакшн» Александр Роднянский. По его мнению, становится все меньше компаний, которые готовы брать на себя ответственность и риски по возрату госсредств.
«Нон-Стоп Продакшн» в этом году представит только один фильм — историческую драму «Дуэлянт» с элементами мистики. Фильм будет снят в формате IMAX 3D, сообщил Роднянский. «Арт Пикчерс Студия» Федора Бондарчука и Дмитрия Рудовского заявила четыре проекта: «Савва», «Одна к одному», «Только не они», «Баба Яга». Столько же заявок подала и кинокомпания Игоря Толстунова: «Монах и бес», «Кентервильское приведение», «Дорога в Райск», «Сделано в СССР». «Централ Партнершип» заявила пять проектов: четыре игровых фильма и один анимационный — «Бременские разбойники».
Из всех опрошенных РБК мейджоров больше всех заявок подала компания Enjoy Movies — восемь. По словам генерального продюсера кинокомпании Георгия Малкова, среди них есть и традиционные комедии, и сложнопостановочная молодежная история под названием «Неуловимые» — аналог «Одиннадцати друзей Оушена», но «для и про молодых». В среднем производственный бюджет каждой картины оценивается в 90 млн долл. Исключение — масштабный проект «Мафия». Эта картина должна рассказать о будущем, в котором участники телепрограммы по мотивам популярной психологической игры ради 1 млн долл. готовы пожертвовать своей жизнью.
В этом году конкуренция между лидерами на публичной защите проектов будет такой «жесткой и сложной», как в прошлом году, уверен Малков. «Не стоит забывать, что в экспертном совете странным образом присутствуют продюсеры всех киномейджеров, кроме нас. У нас есть только один способ — качественно презентовать свои проекты», — говорит продюсер. В экспертный совет Фонда кино, в частности, входят гендиректор «Тритэ» Леонид Верещагин, основатель «ТаББака» Тимур Бекмамбетов и гендиректор СТВ Сергей Сельянов.Источник: РБК daily