Итоги сессии: самые резонансные инициативы Госдума принимала за считаные дни и без обсуждения в комитетах

Госдума завершила весеннюю сессию принятием целого пакета резонансных законов, вызывавших критику не только оппозиции, но и депутатов-единороссов и думских правоведов. В ускоренном порядке приняты поправки в закон о рекламе, угрожающие закрытием кабельных телеканалов, запрещено хранить персональные данные россиян на зарубежных серверах, введена уголовная ответственность за три нарушения на митингах и увеличены сроки за сепаратизм. Некоторые инициативы были внесены в последнюю неделю перед закрытием сессии, а одна  — менее чем за сутки до заключительного заседания. Дума снова перестает быть местом для дискуссии, считают в оппозиции.

Последнее заседание весенней сессии в пятницу продлилось четыре часа, за это время Госдума успела принять 60 законов, лишь один из них  — в первом чтении. Большинство  — в окончательном третьем. Обсуждение свелось к минимуму.

Были приняты сразу три вызвавших большие споры инициативы Игоря Зотова, числящегося во фракции справороссов. Он внес поправки в закон о рекламе (подробнее о них см. на с. 9) за 11 дней до их окончательного принятия Госдумой  — 24 июня. Уже на следующий день проекты были отправлены в рассылку, а 27 июня, несмотря на отсутствие отзывов правительства, рекомендованы к принятию в первом чтении  — оно состоялось 1 июля. О поступлении правительственных отзывов на проекты не было объявлено, и к моменту голосования в Госдуме, в четверг утром, их отсутствие стало поводом для отказа Совета Думы от включения всех трех вопросов в повестку последнего думского заседания, а днем  — для их обсуждения на заседании профильного комитета. Но вечером того же дня комитет рекомендовал принять проекты Зотова во втором и третьем чтениях без правительственных отзывов, а палата на следующий день приняла их, получив единственный отзыв — на проект, разрешающий рекламировать пиво в СМИ.

Два из трех проектов Зотова вызвали споры в Госдуме — разрешающий рекламу пива в СМИ до чемпионата мира по футболу 2018 года и запрещающий трансляцию рекламы на кабельных телеканалах. Активнее других против них выступали формальные соратники Зотова по фракции (из партии он был исключен в 2012 году после того, как проголосовал за назначение премьер-министром Дмитрия Медведева) — такого откровенного лоббизма в Госдуме не было давно, говорили представители этой фракции. Имен и названий лоббистов проектов депутаты не называли — прямо говорили лишь о пивных компаниях-гигантах. Руководитель фракции справороссов Сергей Миронов написал открытое письмо о проектах Зотова Медведеву. Вопросы об этих законах на августовской встрече с президентом Владимиром Путиным намерен задать единоросс Виктор Звагельский — он вел заседание комитета по экономической политике, на котором документы были рекомендованы к принятию Госдумой во втором и третьем чтениях; возможно, к осени будут готовы новые поправки к закону о рекламе, смягчающие запрет.

В один день с инициативами Зотова в Госдуму был внесен проект, запрещающий хранить персональные данные россиян на зарубежных серверах, — инициатива депутатов ЛДПР Вадима Деньгина и Андрея Лугового, а также коммуниста Александра Ющенко (подробнее — на с. 10). Как и инициативы Зотова, этот проект на следующий же день был отправлен в рассылку, а 1 июля принят Госдумой в первом чтении. При этом думская база не содержит отметки о дате проведения заседания профильного комитета по информационной политике, рекомендовавшего Госдуме принять проект. На сбор поправок ко второму чтению проекта были отведены сутки, на последнем пятничном заседании сессии закон принят во втором и третьем чтениях.

Зотов выступил соавтором законопроекта Александра Сидякина, вводящего уголовную ответственность за митинги (до пяти лет лишения свободы за три любых административных нарушения на акциях в течение полугода). От момента внесения проекта  — 31 марта  — до момента окончательного принятия Госдумой прошло чуть больше трех месяцев — на сбор поправок ко второму чтению проекта был дан месяц. Но профильный комитет по законодательству не стал обсуждать поправки к проекту публично, одобрив их опросным листом.

Примерно с той же скоростью с той же процедурой (без публичного обсуждения поправок перед вторым чтением) в том же комитете Госдумы двигался проект сенатора Андрея Клишаса, ужесточающий закон коммунистов об уголовной ответственности за сепаратистские призывы (до пяти лет лишения свободы, если призывы были в Интернете). В пятницу он тоже был принят в третьем, окончательном чтении. Эмоций у депутатов ни эта, ни инициатива Сидякина не вызвала.

Рекордным по скорости принятия стал правительственный законопроект о списании 90% советского долга Кубы (31,7 млрд из 35,2 млрд долл.). Он был внесен в Госдуму в четверг, 3 июля, в 17.26 и в тот же вечер в 19.14 был направлен в профильный бюджетный комитет, следует из отметок на странице документа в думской базе. В реальности в 18.00 того дня уже началось внеочередное заседание этого комитета, завершившееся примерно через полчаса  — почти за час до того, как документ поступил туда официально. Обсуждения инициативы на комитете не было, объяснения причины спешки (кубинскую задолженность не могли урегулировать 20 лет) представители правительства не дали, но на пятничном заседании Госдумы проект был принят почти без обсуждения. Лишь депутат ЛДПР Антон Ищенко недоумевал, почему власти списывают долг Кубе, но не списывают его регионам или гражданам, взявшим ипотеку, но ответа не получил. Но во фракции КПРФ догадались, в чем может быть дело: в ближайшее время ожидается визит президента Владимира Путина на Кубу, в делегацию войдут и коммунисты.

Дума стала более дисциплинированной, делает вывод депутат-единоросс Дмитрий Вяткин: все законопроекты, которые необходимо было дописать и досогласовать со всеми участниками законотворческого процесса, в том числе те, по которым были ожесточенные споры, удалось принять до конца сессии и не потребовалось ее продлевать. Когда надо было оперативно принять законы, связанные с воссоединением Крыма с Россией, то ни у кого вопросов не возникало, все хотели, чтобы это было сделано как можно быстрее, отмечает единоросс.

Но депутаты из оппозиционных фракций не считают итоги сессии позитивными. «В последний день (пленарных заседаний) Дума возродила свои худшие традиции, когда парламент не был местом для дискуссий, особенно вопиющим было принятие закона о рекламе пива с нарушением регламента»,  — констатирует депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов.

«В прошлом году в конце весенней сессии закон о реформе РАН приняли за три дня,  — напоминает депутат-коммунист Борис Кашин,  — а сейчас в последний день протащили закон о рекламе пива, такие технологии выработаны давно. Но корень проблемы надо искать не в Думе, а в правительстве и кремлевской администрации».

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий