Греф попытался ответить на вопрос, поздно ли учиться после 7-ми лет
В пятницу утром президент Сбербанка Герман Греф собрал гостей в гостинице «Астория» за деловым завтраком, чтобы попытаться ответить на вопрос «Инвестиции в человеческий капитал: после семи уже поздно?». То есть поздно ли получать образование ребенку после семи лет. Однако дискуссия плавно перешла к проблемам школьного образования, модернизации вузов и развития конкуренции между ними.
«В возрасте до семи лет человек получает 80% информации, до 17 лет — 10% информации, высшее образование дает всего 5% информации», — начал дискуссию президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, в дошкольное образование вкладывается 20% инвестиций, в школьное — 52%, а в вузовское — 28%. «Что сделать для улучшения дошкольного образования?» — задался вопросом г-н Греф.
Участники предложили различные варианты для этого, например, уделить внимание созданию детской общности, развернуть детей друг к другу, более активно вовлекать родителей в образование детей.
Директор направления «Социальные проекты» АСИ Владимир Яблонский обратил внимание на то, что сегодня детские сады и школы строятся по старой модели, в то время как многие родители пользуются при воспитании детей услугами нянь и гувернеров. Он предложил вывести этот вид бизнеса из тени.
Однако тема дошкольного образования плавно перешла в обсуждение текущих проблем дошкольного и школьного образования.
«Мы имеем в нашей стране одну из самых совершенных систем дошкольного образования. Но главное не в стенах и зданиях, а в людях, которые работают с нашими детьми, — преподавателях, воспитателях, — продолжил дискуссию губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. И он предложил не инициировать деградацию, которая происходит с заработной платой этих специалистов. «В царские времена учитель на двухмесячную зарплату мог позволить себе шестимесячное путешествие в Европу, — отметил Анатолий Артамонов. — Сейчас принято решение подтянуть заработную плату тех, кто работает в системе образования, до средней в экономике. Но я абсолютно не согласен с тем, что учитель или воспитатель детского садика по стране получает зарплату меньше в пять раз, чем в Москве!» Он предложил подумать о том, чтобы в нашей стране вернуться к единому социальному пространству.
Впоследствии разговор перешел к вузовскому образованию и вопросам модернизации в нем.
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров поднял проблему проникновения Интернета по России и доступа к нему. «Россия уже перевалила тот количественный барьер, который перешел в качественный рост, когда более половины домохозяйств уже имеют подключение к сети Интернет, — высказал Николай Никифоров. — Проблема заключается в том, что мы очень неравномерно инфраструктурно развитая страна и это касается многих аспектов: и тех же самых детских садов, и дорог, и качества образования, и в том числе проникновения Интернета». По его словам, в Москве, в городах-миллионниках эта цифра достигает 80%, на Дальнем Востоке, в Сибири, в малых населенных пунктах эта цифра зачастую ниже 25%. «Задача нашего министерства — выравнивать эти показатели. Мы намерены развивать доступ в Интернет и считаем, что это невероятным образом скажется и на изменении подходов к образованию в нашей стране», — отметил министр.
Его точку зрения поддержал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов: «Сегодня мы стоим на пороге очень большой революции и в дошкольном, и в среднем, и в высшем образовании. И эта революция связана с резким повышением качества преподавателей». По его мнению, дефицит сильных преподавателей ощущают и школа, и высшая школа.
«Больше двух третей вузов не имеют большинства исследователей в преподавательском корпусе. И выход из этого может быть через освоение и повышение доступности системы онлайн-курсов, — отметил г-н Кузьминов. — По нашим опросам, уже почти 10% студентов «вышки» по своей инициативе используют онлайн-курсы. В сентябре я предложу ученому совету включить в глобальную сетку онлайн-курс. Можно сформировать из них до половины учебного плана». По его мнению, такой подход может стать одним из путей спасения высшей школы и повысить качество образования. «Каждый университет и ректор поймут, что они могут сэкономить колоссальные ресурсы и направить их на развитие, например, исследовательских коллективов, где они конкурентоспособны», — отметил Ярослав Кузьминов.
По мнению министра финансов Антона Силуанова, применение онлайн-технологий в России, где очень много удаленных сел и поселений, можно было бы использовать довольно активно.
«Но нынешняя задача Министерства образования — подготовить госзаказ на подготовку определенного количества студентов. За этот госзаказ вузы должны бороться через конкуренцию между собой, — отметил г-н Силуанов. — И должны побеждать вузы, которые имеют хороших преподавателей, материально-техническую базу, а остальные, которые не будут побеждать в этой борьбе, сами по себе отойдут. У нас большое количество вузов и низкое качество образования». По его словам, именно через такую конкуренцию можно будет отобрать те учебные заведения, которые нужны стране.
Источник: РБК daily