Город-трансформер
Ровно год назад — 27 июля — в столице Великобритании был зажжен огонь XXX летней Олимпиады. Но даже сейчас олимпийский парк Лондона представляет собой одну большую стройку. Британцы выжимают максимум из Игр — они уже получили прибыль в 10 млрд фунтов при затратах в 8,9 млрд. Корреспондент РБК daily отправился в Лондон и узнал, как в Великобритании победили известный стереотип о том, что Олимпиада приносит одни убытки.
Большая перестройка
Когда британцы говорят о прибыльности Олимпиады-2012, то первым делом кивают на фантастические показатели туризма. Руководитель департамента Visit Britain Крис Фой с нескрываемой гордостью сообщает, что в прошлом году Великобритания установила рекорд по количеству денег, которые оставили здесь туристы — 18,6 млрд фунтов. «В одном только Лондоне гости нашей столицы оставили порядка 10 млрд, — отмечает г-н Фой. — Чистый же доход от туризма составил 2,3 млрд». Шутка ли, всего четыре года назад Великобритания даже не входила в десятку самых популярных для туристов стран. Сегодня Соединенное Королевство совершило впечатляющий рывок на пятое место. В 2012 году Туманный Альбион посетили 31 млн человек!
Те, кто был год назад на Олимпиаде в Лондоне и помнят олимпийский парк, вряд ли узнают его сейчас. Прогулочная зона, утопающая в зелени, превратилась в стройплощадку гигантских размеров. Повсюду снуют грузовики и рабочие в спецовках. Это район Ист-Энд — серая и неприветливая промзона, в которой ничего не менялось со времен Второй мировой войны. Не менялось до того момента, как в 2005 году Лондон получил права на проведение Олимпийских игр. С тех пор здесь возвели множество современных спортивных сооружений и олимпийскую деревню, которая по окончании Игр превратилась в огромный жилой комплекс для 11 тыс. человек. Им теперь не придется ютиться в двухэтажных кирпичных домишках. Помимо домов для рабочих здесь возведут и новые бизнес-центры. Стоимость реконструкции олимпийского парка — 292 млн фунтов — надо отбивать.
Олимпийские объекты Лондона, словно герои фильма про трансформеров, меняются на глазах. Организаторы Игр гордятся, что каждая из арен нашла свое применение после Олимпиады. Например, на велотреке положат специальные дорожки, на которых сможет прокатиться любой желающий, а вместимость дворца водных видов спорта сократят в разы и переоборудуют в элитный фитнес-клуб с бассейнами. Даже огромный 80-тысячный стадион, на котором проходили открытие, закрытие, а также легкоатлетический турнир Олимпиады, станет собственностью клуба «Вест Хэм». Правда, 80 тыс. для клуба — середняка английской премьер-лиги — роскошь. Арена «Челси» вмещает почти в два раза меньше. Поэтому-то и число посадочных мест на новом стадионе сократят до 60 тыс. Лондонцы продумали все до мелочей. Слишком ужасен опыт олимпийских Афин, где без дела простаивает 21 из 24 объектов Игр! Плачевная ситуация и в Пекине — столице Олимпиады-2008, где стадион «Птичье гнездо» из красивейшей арены превратился в безлюдного гиганта.
Утром — опыт,
вечером — деньги
Олимпиада простимулировала и более 7 тыс. британских компаний, которые представляли свою продукцию на Олимпийских играх. Фирмы, занимающиеся на Играх множеством отраслей — от развития инфраструктуры до киосков с фастфудами, принесли бюджету страны 1,5 млрд фунтов. Приток инвестиций составил еще больше — 2,5 млрд.
Однако останавливаться на достигнутом британцы и не думают. Они с радостью делятся опытом проведения столь крупных соревнований с организаторами Олимпиады-2014 в Сочи, Игр-2016 в Рио-де-Жанейро, а также чемпионатов мира в Бразилии и России. Разумеется, не бесплатно. Контракты компаний Соединенного Королевства, подписанные в рамках сотрудничества, оцениваются в 120 млн фунтов.
Конечно, без спекуляций здесь не обошлось. Например, цифры по туризму, которыми так гордится Крис Фой. Вряд ли без проведения Олимпиады Лондон бы опустел, тем более что последние четыре года количество туристов в стране постоянно увеличивалось. С другой стороны, оценивать настоящую выгоду, которую получила столица Британии от Игр-2012, стоит лишь минимум через десять лет. Причем необязательно измерять это деньгами. Например, Олимпиада в Барселоне в 1992 году стала убыточной для города, но именно она впоследствии сделала столицу Каталонии туристической Меккой для всего мира.Источник: РБК daily