География и конспирология Каннского фестиваля

В основном Каннском конкурсе пока числится 19 фильмов, и, вероятно, ближе к открытию фестиваля еще будут сюрпризы. Это, впрочем, не мешает заметить, что многие из тех, кого по всем прогнозам на Лазурном Берегу ждали, пока в списке не значатся.

Каннский фестиваль не практикует указание в релизах страны, к которой можно было бы отнести тот или иной фильм, — любая классификация сегодня сложна из-за расплывчатости критериев. На примере нынешней программы заметно, как это правильно. Пусть «Прикосновение греха» Цзя Чжанкэ — кино китайское, «Как отец, как сын» Хирокадзу Корээда и «Соломенный щит» Такаси Миике — японские, «Великая красота» Паоло Соррентино (несмотря на совместное с Францией производство) — итальянское, а «Всего 17» Франсуа Озона — французское. Но «Михаэль Кольхаас» Арно де Пальера — лента франко-немецкого производства на французском языке по новелле немецкого романиста, основанной на судьбе немецкой же исторической фигуры, а в главных ролях — датчанин, француз, швейцарец, немец, испанец и французская гражданка, у которой мама русская, а отец курд. «Венера в мехах» Романа Полански — фильм польско-французского режиссера, впервые за долгие годы снятый не на английском языке.

«Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн, «Небраска» Александра Пэйна, «Иммигрант» Джеймса Грэя — кино, может быть, безупречно американское (кстати, в последнем фильме в эпизодической роли должна появиться Елена Соловей). Зато «Джимми Пикар» француза Арно Деплешена о франко-американском этно­психологе (вообще-то, венгерском еврее), авторе книги «Реальность и мечта: Психотерапия индейцев равнин», — американский (а в некоторых источниках он значится французским) фильм на английском языке. Или «Только бог простит» датчанина Николаса Виндинга Рефна — франко-датская картина, снимавшаяся в Бангкоке на английском языке с канадцем и британкой в главных ролях.

Все это не помешало появлению в европейских СМИ первых сетований по поводу слишком мощного присутствия американцев в конкурсе. Интересно также, что влиятельное издание Variety проводит опрос среди своих читателей на предмет того, у кого какие шансы на победу. Пока в верхней части таблицы расположились как раз Коэны, Грэй и Пэйн. Впрочем, на первой строчке с огромным отрывом значится Рефн, а на второй — иранец Асгар Фархади и его «Прошлое».

И о тех, кто в основной конкурс не попал. Одной из главных интриг была интрига под названием «Ларс фон Триер» — в 2011 году датчанина изгнали с Лазурного Берега после его неудачных шуток про нацизм. Тьерри Фремо уже прокомментировал его отсутствие в программе — директор фестиваля сказал, что Триера никогда не объявляли персоной нон грата навсегда, что нового фильма режиссера «мы не видели, потому как он не был готов, но в тот день, когда его фильм будет готов вовремя для Канн, мы с ним снова поговорим».

Среди тех, чьи фильмы в Каннах ждали, но кого нет в списке, — например, Педро Альмодовар, Вуди Аллен, Ари Фольман, Джим Джармуш, Стив Маккуин, Цай Минлян, Кристи Пую, Корнелиу Порумбойю, Алексей Герман, Диего Луна. Какие-то фильмы не готовы, какие-то уже были показаны, и не только в своей стране. Но у кого-то шансы еще есть — ближе к открытию фестиваля в программе может появиться сюрприз.

А уже сегодня и завтра объявят программы параллельных секций — «Двухнедельника режиссеров» и «Недели критики», и тут сюрпризы уже могут касаться российского кино. Наконец, особого разговора заслуживает конкурс «Особый взгляд», который уже назвали более интригующим, чем основная программа.

Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий