Евгения Миро: «Знания Европы о русском дизайне заканчиваются Малевичем»
Был период, когда я рисовала параллельно для пяти западных компаний, и все, что я делала, было навеяно русским фольклором, поскольку у европейцев восприятие России в основном сводится к фольклорной теме. Такой большой объем работы привел к тому, что я серьезно задумалась над этой проблемой. В современном мировом дизайне нет настоящего русского стиля. И мне захотелось заняться его формированием.
Знания Европы о нашем дизайне заканчиваются Малевичем и дягилевскими «Русскими сезонами». А культура России многогранна и удивительна в своей пластике. Я могла бы назвать ее одним словом: сказочность. Это переливы цвета, сложные по стилистике, неповторимые своей образностью и красотой орнаменты. Они настолько разноплановые, что их можно вписать в любую форму. Достаточно вспомнить книжную вязь, где растения сплетаются с животными — и все вместе становится буквицей.
Русский дизайн складывается из элементов разных стилей. Если заглянуть в глубь веков, то это связь славянского и англосаксонского фольклора, истоки которого восходят к IX веку. Взаимосвязь видна и на храмовых архитектурных рельефах, и в рукописных книгах. В этих истоках заложена большая сила. Они подарили миру русский конструктивизм, авангард, супрематизм, которые, в свою очередь, дали мощный отголосок в более поздних европейских художественных направлениях. Из всего сложного многовекового переплетения и вырастает мое понимание русского дизайна.
Работая, я не занимаюсь переложением какого-то уже существующего изображения в новую форму, как делают некоторые модельеры, которые просто переносят на свою одежду хохломской узор. Для меня самое важное в искусстве — ритм и пластика, поэтому мне нравится смотреть, как изначальное изображение развивается и меняется в той или иной форме — на каре, браслете, вазе, тарелке, чашке. Мой дизайн для каре Hermes «Забавушка», созданный в этой стилистике, вошел в книгу Le Carre Hermes, где собраны лучшие платки за всю историю этого Дома. Hermes активно стремится рассказать своим клиентам о разных культурах мира. Каждый год в этой компании тематический, и, выбрав тему, она представляет покупателям фольклор, искусство той или иной страны — Индии, африканских народов, России. Каждый художник воплощает в своем дизайне каре близкие ему образы, поэтому вместе с коллекциями выходят маленькие книжечки, в которых можно прочитать рассказы о том, как и почему создавался именно такой рисунок.
Кроме Hermes я сейчас много работаю с разными брендами лиможского фарфора. Мне интересно делать так называемые родовые сервизы, в том числе для российских семей — с гербами и эмблемами именно этого рода, фамилии. Главная проблема в создании дизайна, будь то фарфор или каре, — необходимость учитывать производственные возможности, то, насколько полно можно реализовать свой замысел, используя технологии компании, с которой сотрудничаешь. Когда я начинаю работу с новым брендом, всегда еду на производство. Очень важно оценить фактуру, колорит, материал, с которым придется работать, — будь то шелк, керамика, эмаль или дерево.
Евгения Миро,Источник: РБК daily