Чем новые китайцы отличаются от новых русских
14 марта в 11 часов вечера в программе Александра Гениса "Поверх барьеров. Американский час" – заметки архитектора о новом Китае, вклад Хэмфри Богарта в экзистенциализм, Диалог на Бродвее, сага семьи Эйтингтонов.
После восстаний в Восточной Европе в Пхеньяне собрали высших чиновников и показывали им видеорепортаж, где бывшие партийные начальники из ГДР продают на улицах карандаши. После этого элита Северной Кореи твердо решила никогда не отдавать власть. Нечто похожее, пишет "Нью-Йорк Таймс" сейчас происходит в Китае. Боясь "арабской эпидемии", власти заранее обрушились на западную прессу. Один американский журналистов был избит, других запугивают. Квартиры западных журналистов в Шанхае обходит служба безопасности. Власти пытаются выбить подписку о том, что журналисты не станут ничего печатать о так называемой "жасминовой революции", призрак которой сейчас бродит по Китаю. Понятно, чего боится Пекин, понятно – и почему. Новый Китай поставил перед собой двусмысленную цель: достичь богатства свободного мира, исключив то, что его делает таковым – свободу. О том, как это – буквально – выглядит на практике, АЧ беседует с нью-йоркским архитектором Антоном Гликиным, который работает сейчас в Китае. Зодчество, в определенном смысле, самое массовое и самое интимное из всех искусств. Оно способно не только говорить, но и проговариваться.
…У новых китайцев показные амбиции сведены практически на нет, у них нет помпы. Нет малиновых пиджаков, нет никакого хвастовства, они работают очень эффективно, все эмоции спрятаны глубоко в карман, это – идеальные партнеры. Мы осматривали многие богатые частные дома, например, комнаты для прислуги великолепно оборудованы. Девелоперы, с которыми мы работали, не позволяли себе высказываться пренебрежительно в адрес беднейших слоев китайского населения. Это – умная правительственная политика, которая, безусловно, значительно более, я бы сказал, гибкая, чем это мы видим в России. Они очень умело манипулируют социальными процессами.
А также 14 марта в 23 часа в программе "Поверх барьеров. Американский час":
Миф Хэмфри Богарта
…Богарт был призван в армию – точнее, на флот – во время первой мировой войны и был легко, но заметно ранен: крохотный осколок задел его верхнюю губу, и отсюда родилась его знаменитая зловещая, гангстерская улыбка: его верхняя губа перестала двигаться.
Меховщики, шпионы, фрейдисты
…Леонид стал, что называется, "человеком Сталина" и приводил в исполнение самые трудноисполнимые приговоры вождя. Он выслеживал и убивал неугодных Сталину российских иммигрантов в Харбине и Константинополе и неугодных коммунистов в Испании – во время гражданской войны. Подготовкой Меркадера и вообще всей организацией убийства Троцкого в Мексике тоже занимался Леонид Эйтингтон, за что получил орден Ленина. Сталин чрезвычайно ценил Леонида. В книге приводится указание Сталина своим приближенным: "Пока я жив, чтоб ни один волос не упал с его головы! Судя по всему, Леонид слишком доверился этим словам…