Блаженны в небесах: В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка прерафаэлитов
После Лондона и Вашингтона выставка «Прерафаэлиты: Викторианский авангард» приехала в ГМИИ им. Пушкина. Более восьмидесяти чувственных евангельских сцен, нежных рыжеволосых красавиц, идиллических пейзажей и иллюстраций сцен из средневековых романов почти до конца сентября поселились в музейных залах.
В 1848 году семеро смелых студентов Королевской академии художеств в Лондоне бросили вызов академической традиции, «застывшей, вылизанной и замкнутой в себе». Страстные двадцатилетние юноши организовали тайное общество, практически рыцарский орден, который назвали «Братством прерафаэлитов». Со своим уставом и четким ориентиром в творчестве: все, что было создано в истории искусства начиная с Рафаэля, считалось ими «мертвенными плодами к живому дереву искусства». Природа, натуральная красота и естественность средневековых художников казались им куда более честными и достойными, чем мрачная выхолощенность и надуманность полотен приверженцев академизма.
Одним из главных вдохновителей движения стал Данте Габриэль Россетти, необычайно влюбчивый художник и поэт, страстный поклонник женской красоты, оды которой он пел не только красками на холсте, но и своими многочисленными сонетами. «Глядит из рая дева вниз, / Блаженна в Небесах, / Не сыщешь в море глубины, / Что у нее в глазах; / В руке три лилии; семь звезд — / Как гребень, в волосах…» — один из них, посвященный картине «Блаженная дева», иллюстрирующий восторженный энтузиазм, с которым Россетти относился как к живописи и идеям прерафаэлитов, так и к своим возлюбленным и моделям. Это и еще около десятка его полотен, воспевающих томные женские образы, вошли на выставке в раздел «Красота», одной из главных эстетических доктрин братства.
Его собратья (Джон Эверетт Миллес, Уильям Хольмен Хант, Уильям Моррис) и художники, присоединившиеся к движению прерафаэлитов позже, уже после окончательного распада братства в середине 1850-х (в особенности Эдвард Берн-Джонс), главенствуют в разделах «Спасение» и «Образы прошлого», куда вошли работы библейской и исторической тематики. В ярких, детально прописанных, полных символов полотнах художники не стремились к поиску религиозных истин, а скорее поэтизировали персонажей, стараясь по максимуму вдохнуть в них жизнь. Всех и все художники писали на манер живописцев раннего Возрождения — только с натуры, пытаясь максимально приблизить изображение к оригиналу. Известен факт, что Миллес для своей знаменитой «Офелии» заставил модель лежать в ванне с водой, а для написания цветов вырыл в саду яму, в которую спускался для рисования, чтобы цветы были у него перед глазами.
Пожалуй, самыми необычными экспонатами выставки стали церковные витражи и гобелен, созданные по эскизам Эдварда Берн-Джонса фирмой «Моррис, Маршалл, Фолкнер и Ко». Компания, созданная Уильямом Моррисом в 1861 году для производства предметов декоративно-прикладного искусства, пыталась способствовать возрождению ремесел — здесь признавали только ручной труд, который Моррис противопоставлял бездушному машинному производству. Благодаря их деятельности зародилось и викторианское «Движение искусств и ремесел», ставшее в некотором роде и предтечей стиля модерн.Источник: РБК daily