Банки не успеют протестировать национальную платежную систему
По закону международные платежные системы обязаны перевести весь трафик на НСПК до 31 марта 2015 года. Для того чтобы переход прошел гладко, банки тестируют, как выполняются операции через НСПК – авторизация (запрос или одобрение от платежной системы на проведение операции), клиринг (закрытие операции и обмен информацией о переводе денежных средств) и проведение расчетов.
В тестировании участвуют MasterCard и Visa, поскольку речь идет именно об операциях по их картам. Первая присоединилась к НСПК 12 января, и большинство банков свои тесты с ней уже закончили. А вот Visa заключила договор с НСПК только 18 февраля – тестировать, как работают ее карты через НСПК, банки только начали.
Весь процесс тестирования занимает примерно 2,5 месяца. Банки разделены на пять групп по срочности тестирования. В нулевую группу входят крупнейшие банки, а также банки, попавшие под санкции. Большинство банков из этой группы уже закончили тесты с MasterCard и с начала марта стали тестировать Visa. Банки из других групп еще не начинали тестов и опасаются, что не успеют их завершить за две недели, оставшиеся до 1 апреля. На тестирование операций с MasterCard у одного банка уходило два месяца. «Переход MasterCard на НСПК мы готовили в течение двух месяцев, работы по Visa начаты в марте, и если не потребуется серьезных доработок, то мы планируем выдержать срок 1 апреля. Но у банков, которые позже подключились к процессам, есть риск не успеть вовремя», – считает директор по эмиссии и расчетам процессингового центра Альфа-банка Сергей Брынин.
Тестировать Visa еще не начали, например, банк «Открытие», Промсвязьбанк, банк «Ренессанс Кредит», Московский кредитный банк, Банк Москвы. Об этом РБК сообщили в пресс-службах этих банков. Работы начнутся на этой неделе, сказали официальные представители Банка Москвы и Промсвязьбанка.
В русских традициях
Задумка
Самые серьезные проблемы из-за попытки государства усовершенствовать госрегулирование рынка возникли в 2006 году у производителей алкоголя. По новой редакции закона об обороте алкогольной и спиртсодержащей продукции на рынке должна была заработать Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) – предполагалось, что автоматический учет каждой бутылки напитков позволит решить проблему контрафактного алкоголя. Разработкой системы занималось подведомственное ФСБ ФГУП «НТЦ «Атлас». Поправки в закон принимались в спешке (последние были приняты 24 декабря 2005 года), а президент подписал его только 31 декабря. Правительство и подведомственные ему организации не успели оформить необходимые для работы закона документы. В результате проблемы у производителей алкоголя начались еще до вступления ЕГАИС в строй.
Реализация
1 января выяснилось, что ФГУП «Гознак» не успело напечатать акцизные марки нового образца, а порядок их продажи и учета был утвержден Минфином только 17 января. В результате рынок встал на два месяца. Только за январь 2006 года производство ликероводочных изделий в России упало на 96%. Проблему с дефицитом акцизных марок удалось решить только к середине лета.
Установить счетчики также успели не все участники рынка, а у остальных система работала со сбоями. Серверы ФНС не справлялись с огромным массивом поступающих данных, система отключалась, в ней терялись электронные накладные, не была предусмотрена схема работы с нераспроданными товарными остатками.
Пострадавшие
Побочными жертвами введения ЕГАИС стали парфюмерные компании, почти четверть продукции которых была спиртсодержащей – парфюмерам пришлось не только покупать аппаратуру для ЕГАИС, но и получать отдельную лицензию на торговлю этой продукцией. К октябрю, когда складские запасы парфюмеров закончились, требованиям закона соответствовало только 10% оптовиков. Рынок встал, и государству в срочном порядке пришлось выводить их из-под действия ЕГАИС.
В январе 2007 года правительству пришлось признать провал внедрения ЕГАИС и перенести перевод системы в автоматический режим на конец года. В середине года НТЦ «Атлас» был отстранен от доработки и поддержки системы, по данным газеты «Коммерсантъ», так и не получив вознаграждения за свою работу.
Окончательно новая версия ЕГАИС была внедрена только в конце 2009 года. По оценкам участников рынка, в целом алкогольная отрасль за 2006 год потеряла $1,5–2,5 млрд. Несколько миллиардов рублей из-за падения производства недополучил и федеральный бюджет.
Источник: РБК daily