Автокредит под крышей государства

Возобновление льготной программы оживит рынокНесмотря на некоторое снижение спроса на автокредиты в первом полугодии, российские банки завершили его ростом своих кредитных портфелей. Они же готовы побороться за свои позиции с банками автоконцернов, которые потихоньку наращивают свои доли в этом сегменте кредитования. Оживить спрос на автокредиты поможет государственная программа субсидирования процентных ставок по автокредитам, запущенная с июля Минпромторгом. К ней уже подключились такие игроки, как Сбербанк, Росбанк, «Уралсиб» и Газпромбанк. В рамках этой программы граждане смогут взять автокредиты под 6,5% годовых.

Итоги первого полугодия

По данным Frank Research Group, в первом полугодии текущего года в лидеры по объему портфеля автокредитов среди банков (не банков­ских групп) вышел ВТБ24: по данным на 1 июля 2013 года, его доля на рынке автокредитования составила 12,5% (портфель 110 млрд руб.), в то время как у Сбербанка — 12% (105,8 млрд руб.). Годом ранее картина была иная. Сбербанк имел долю 12,3% (92,3 млрд руб.), а ВТБ24 — 11,1% (82,2 млрд руб.).

Также местами поменялись и Тойота Банк с Райффайзенбанком. На начало июля этого года Тойота Банк занял седьмое место в рейтинге банков Frank Research Group по объему портфеля автокредитов, нарастив его до 37,1 млрд руб. и заняв долю 4,2%. Райффайзенбанк — восьмое место, портфель 29,9 млрд руб. и доля 3,4%. Годом ранее Тойота Банк занимал долю 3,3%, а Райффайзенбанк — 3,6%.

Также поменялся местами с БМВ Банком и банк «Уралсиб», поднявшись за год с десятой позиции на девятую. Портфель автокредитов и доля «Уралсиба» на начало июля составили 27,8 млрд руб. и 3,1% соответственно, а БМВ Банка — 23 млрд руб. и 2,6% соответственно.

По словам участников рынка, есть две проблемы, в связи с которыми некоторые банки теряют свои позиции на рынке автокредитования. Первая заключается в том, что автокредиты довольно длинные, выдаются на три года и при этом они не столь доходные, как, например, кредиты наличными, где можно заработать под 40% годовых. В автокредитовании маржа поменьше. Плюс к этому продавать автокредиты эффективно можно лишь через дилеров, а они часть маржи перетягивают на себя. Сложно и выстроить саму систему продаж. Поэтому на этом рынке выигрывают те банки, которые сумели это сделать на ранних стадиях, и те, которые аффилированы с автопроизводителями, как Тойота Банк или Мерседес-Бенц Банк Рус.

О низкой маржинальности автокредитования из-за высокой конкуренции в этом сегменте говорил и зампред правления Сбербанка Александр Морозов, когда комментировал результаты финансовой отчетности банка. «Нам важны все продукты, которые мы делаем, но в то же время мы немало внимания уделяем марже. И если продукт приносит недостаточное количество маржи, то фокус на этом продукте у нас меньше», — говорил тогда г-н Морозов, отмечая, что для банка приоритетными направлениями розничного бизнеса являются кредитные карты и ипотека.

Неактивное автокредитование

Стоит отметить, что в сегменте автокредитования снижается не только маржа, но и спрос населения на автокредиты. «В 2012 году рынок вырос на 22%. В этом году мы ожидаем роста примерно на 19%, — прогнозирует начальник управления автокредитования ВТБ24 Алексей Токарев. — Замедление есть, но это все еще хороший темп роста». По его словам, рынок автокредитования напрямую зависит от автомобильного рынка. «В первом полугодии наблюдался спад розничных продаж, что автоматически привело к падению объемов автокредитов. Если ситуация с розничными продажами не изменится, не исключено, что мы можем увидеть более существенное замедление рынка», — считает г-н Токарев.

В банке «Уралсиб» также заметили незначительный спад активности по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. «Прежде всего это связано со спадом продаж легковых автомобилей в первом и втором кварталах 2013 года. Также основным барьером к увеличению объемов и динамики рынка может стать тенденция роста процентных ставок по автокредитам», — сказали в «Уралсибе». В свою очередь, заместитель начальника территориального управления сетью и продажами московского региона Абсолют Банка Андрей Скрипицын не видит явного снижения по сравнению с 2012 годом. «Существует небольшой спад на люксовые бренды, но на рынке в целом этот спад отражается слабо», — отметил г-н Скрипицын.

На спрос населения на авто­кредиты влияют разные факторы: экономическая ситуация в стране, цены на автомобили, а также условия по автокредитам (в том числе не только процентные ставки, но и скорость оформления, пакет документов, уровень одобрения и т.д.).

«Машина не является предметом первой необходимости, поэтому многие потенциальные покупатели могут отложить покупку, если на рынке труда появляется некоторая нестабильность», — говорит директор департамента розничных продаж ЮниКредит Банка Иван Матвеев.

Все выше, и выше, и выше

Нежелание граждан брать авто­кредиты не останавливает банки от повышения ставок по этим продуктам. В первом полугодии несколько кредитных банков пересмотрели свою ценовую политику в сторону повышения.

Банк «Уралсиб» повысил годовые ставки по автокредитам на 0,5 п.п. Теперь приобрести новый автомобиль иностранного или отечественного производства можно под 13–16% годовых (ранее — 12,5–15,5%) в рублях и под 9,5–12% годовых (до этого — 9–11,5%) в валюте. Минимальный первоначальный взнос — 15% от стоимости автомобиля, максимальный срок кредита — до пяти лет, максимальная сумма кредита — до 3 млн руб. «Стабилизация или снижение процентных ставок возможны только при стабилизации экономики в целом и стабилизации ликвидности рубля в частности», — отметили в «Уралсибе».

По всем своим автокредитным программам повысил ставки на 0,5 п.п. и Энергобанк. Так, по программе «Универсал-авто» ставки составляют 15,5–16% годовых (ранее — 15–15,5%) в зависимости от срока кредита. Минимальный первоначальный взнос — 15% от стоимости автомобиля. По программе «Эконом-авто» автомобиль можно приобрести под 14,5–15% годовых (ранее — под 14–14,5%) при условии внесения первоначального взноса не менее 30% от стоимости авто.

Татфондбанк повысил на один процентный пункт годовые ставки по всем программам кредитования на покупку легковых и коммерческих транспортных средств иностранного или отечественного производства, как новых, так и подержанных. Заем на легковой автомобиль предоставляется под 13,5–22% годовых (ранее — 12,5–21%) с минимальным первоначальным взносом 15% от стоимости авто сроком до семи лет.

Государство спешит на помощь

Оживить спрос на рынке автокредитования решило государство. С июля Минпромторг согласно поручению премьера Дмитрия Медведева на полтора года решил возобновить льготную госпрограмму автокредитования. Она распространяется на новые автомобили отечественных и иностранных марок с максимальной массой до 3,5 т. Стоимость автомобиля не может превышать 750 тыс. руб., а срок кредита — трех лет. Минимальный первоначальный взнос — 15% от стоимости автомобиля. Таким образом, сумма кредита не может быть более 637,5 тыс. руб. Годовая процентная ставка кредитования рассчитывается как разница между действующей ставкой банка и 2/3 ставки рефинансирования Банка России, дейст­вующей на дату предоставления кредита. В зависимости от сроков и первоначального взноса, а также предоставленных документов взять такой кредит в разных банках можно по ставкам от 4,4 до 11%. О присоединении к программе заявили Сбербанк, Газпромбанк, «Уралсиб», Райффайзенбанк, Росбанк. Похожая антикризисная программа действовала с 2009 по 2012 год. Государство субсидировало часть процентной ставки, а банки, в свою очередь, выдавали гражданам недорогие кредиты.

По прогнозам Минпромторга, за 18 месяцев объем льготных продаж может составить 208 млрд руб. «Чтобы возместить банкам выпадающие доходы по льготным кредитам, из федерального бюджета с 2013 по 2017 год потребуется почти 13 млрд руб. Зато сумма дополнительных налогов в бюджеты всех уровней только в 2013–2014 годах будет почти в два раза больше — 21,5 млрд», — объяснял выгоды субсидирования автокредитования глава Минпромторга Денис Мантуров в интервью «Российской газете».

«Действовавшая ранее программа государственного субсидирования распространялась на автомобили отечественного и иностранного производства, собранные только на территории России, — отметил зампред правления банка «Уралсиб» Илья Филатов. — Новая программа позволяет приобрести отечественные или иностранные автомобили независимо от страны сборки и, значит, может быть интересна автолюбителям с самыми разными требованиями». По его мнению, программа будет востребована и придаст дополнительный импульс росту рынка автокредитования.

Кэптивные игроки наступают

Возможно, программа государ­ственного субсидирования поможет основным игрокам на рынке автокредитования отстоять свои позиции, с которых год за годом их пытаются пододвинуть банки известных автопроизводителей. Их доли на рынке автокредитования неуклонно растут. Согласно данным Frank Research Group, за год, с июля 2012 по июль 2013 года, доля Тойота Банка на рынке автокредитования выросла с 3,3 до 4,2% (портфель автокредитов вырос на 52%, до 37,1 млрд руб.), доля БМВ Банка выросла с 2,5 до 2,6% (портфель автокредитов вырос на 24,3%, до 23 млрд руб.), доля Мерседес-Бенц Банка Рус осталась на прежнем уровне — 1,1%, но портфель вырос на 26,6%, до 10 млрд руб.

«Кэптивные банки продолжают укреплять свои позиции на рынке автокредитования, — говорит руководитель департамента маркетинга и банковских продуктов Росбанка Лидия Каширина. — Сильные позиции кэптивных банков крупных автоконцернов обусловливаются низкими процентными ставками по причине меньшей стоимости ресурсов (которые предоставляются указанным банкам со стороны материнской структуры), а также наличием уникальных рычагов взаимодействия с дилерской сетью соответствующего автопроизводителя».

«Кэптивные банки показывают действительно хорошие результаты в своих направлениях и при определенных обстоятельствах могут составить конкуренцию универсальным банкам. Хотя речь идет только об определенном сегменте автомобильного рынка, который не является наиболее популярным в России», — говорит Андрей Скрипицын. Александр Морозов полагает, что в будущем банки автопроизводителей будут все более активно присутствовать на рынке, «оставляя все меньше и меньше маржи для коммерческих банков».

Тем не менее на рынке автокредитования пока нет ни одного явного монополиста среди кэптивных банков. Они занимают значительную долю рынка, но пока не все автопроизводители присутствуют в России в виде дочерних банков, кроме того, многие клиенты предпочитают сотрудничать с теми банками, с которыми им удобнее, так что мы продолжаем активно работать на этом рынке», — отмечает Иван Матвеев.

А в банке «Уралсиб» вообще не опасаются кэптивных игроков. «Они не обладают преимуществами универсальных банков — разветвленной филиальной сетью, сетью банкоматов, широкой продуктовой линейкой и многими другими. Такие банки занимаются кредитованием только собственных марок, что, на наш взгляд, не оказывает существенного влияния на общую конъюнктуру рынка автокредитования, однако в разрезе отдельных марок собственные банки автопроизводителей, безусловно, могут составить серьезную конкуренцию универсальным коммерческим банкам», — отметили в «Уралсибе».Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий