«Архстояние»: архитектура без архитектуры

В последние выходные июля в деревне Никола-Ленивец прошел ставший уже традиционным фестиваль «Архстояние». По словам куратора Антона Кочуркина, в этом году программа посвящена взаимодействию между природой и культурой.

В нынешнем году архитектурный парк на берегу реки Угры не пополнился ни одним новым архитектурным объектом, но некоторые из уже сущест­вующих были задействованы в программе освоения сложившегося пространства. Скажем, «Арка» Бориса Бернаскони превратилась в «Домик подвешенного». Автор перформанса Федор Павлов-Андреевич был подвешен в большой авоське, гол и беззащитен, «как каждый (цитата из программы. — РБК daily), перемещающийся между городами, странами и морями, между диалектами и наречиями, между тоской по всему и всем, кого нет рядом, и внезапным и мгновенным наслаждением от тех, кто рядом есть». Стоящая в чистом поле «Ротонда» Александра Бродского стала площадкой для поэтических перформансов, лес у входа в «Парк Версаль» наполнился голосами и бормотанием, а поляна, замыкающая «Северный Версаль», — гулом и дрожанием, производимым самой мощной работой фестиваля — кинетической инсталляцией немецкого художника Юлиуса фон Бисмарка «Две сферы».

Фестивальная программа представила девятнадцать проектов, еще два добавили партнеры из соседней деревни Звизжи, где год назад начала развиваться международная социально-культурная программа, организованная Ассоциацией менеджеров культуры и поддержанная голландским Фондом Мондриана. Опыт художника Николая Полисского, создающего уникальные художественные объекты с помощью жителей окружающих деревень, приобрел мировую известность, и вот теперь деревня Звизжи вслед за Никола-Ленивцем начинает превращаться в крупный культурный центр.

Голландская художница Вапке Феенстра специально для деревни Звизжи спроектировала и построила сельский магазин, в котором будут продаваться предметы, созданные руками местных жителей, и овощи, выращенные на территории деревни, в том числе в школьном огороде, разбитом в нынешнем году. Такие магазинчики уже есть в Англии, Швейцарии, Испании, Голландии, Германии и США. Кроме того, селяне совместно с профессиональными фотографами весь год снимали свою деревню и окрестности. На основе этих снимков была создана серия открыток «Привет из Звизжей». А два других голландских художника, Уильям Спикман и Тео Тегелерс, сделали видеофильм и пьесу о путешествии по реке Угре на самодельном плоту, где местные жители играют самих себя. Оба проекта будут участвовать в V Московской биеннале современного искусства, которая откроется в октябре.Источник: РБК daily

Один комментарий

Добавить комментарий