Amazon для самураев: как глава Rakuten разрушил стереотипы в японском бизнесе

Основатель японского интернет-ретейлера Rakuten Хироси Микитани, недавно купивший популярный мессенджер Viber, готовится к новой охоте. Миллиардер хочет воспользоваться удачной ситуацией на рынке M&A в сфере IT и усилить позиции своей компании в борьбе с американской Amazon.

Мальчик из профессорской семьи

Хироси Микитани родился в 1965 году в крупном японском промышленном и торговом центре Японии, городе Кобе, в семье экономиста, почетного профессора местного университета, а также Йеля. Юноша получил степень бакалавра в Университете Хитоцубаси и устроился на работу в Industrial Bank of Japan на должность инвестбанкира. Судя по всему, банк был доволен работой молодого сотрудника, так как спонсировал его обучение в Гарварде.

В январе 1995 года в Кобе произошло мощное землетрясение. Среди 6,5 тыс. погибших были родственники и друзья Микитани. После этой трагедии молодой японец решил изменить свою жизнь. В 1996 году он покинул банк и стал работать консультантом. Об уходе из банка Микитани так рассказывает в своей автобиографии «Маркетплейс. 3.0»: «Сказать, что этим поступком я нарушил одно из главных правил традиционного японского корпоративного поведения — значит ничего не сказать. Законы карьерного роста в Японии установились давно и прочно, и этот порядок у нас почитают и соблюдают. Сначала хорошо учишься в школе и университете, потом получаешь место в какой-нибудь престижной компании и трудишься, постепенно поднимаясь со ступеньки на ступеньку. И вся твоя карьера неразрывно связана с этой компанией. Именно так принято в японском бизнесе». По словам Микитани, именно впечатления от разрушительного землетрясения помогли ему изменить свою философию. «На протяжении почти всей своей жизни я относился к установившимся правилам как к чему-то такому, что непременно нужно оспаривать и при необходимости ломать и переписывать. А из обломков складывать новые, более эффективные способы достижения успеха», — признался Микитани.

Как создать оптимизм

В 1997 году Микитани основал собственную консалтинговую фирму Crimson Group, которую он назвал в честь Гарварда (crimson с англ. — темно-красный — цвет герба Гарварда). В этом же году он основал с нуля торговую онлайн-площадку. Название Rakuten означает в переводе с японского «оптимизм», и это слово очевидно характеризует самого бизнесмена. В то время в Японии не было крупных фирм, занимающихся продажами через Интернет, в основном покупатели приобретали товары через американские онлайн-аукционы.

Микитани решил, что его компания должна использовать иную стратегию, чем заокеанские конкуренты. «Мы должны предложить розничным продавцам не жесткий контроль, а скорее виртуальное расширение их возможностей. С самого начала Rakuten резко отличался от большинства своих предшественников. Начнем с того, что за свои услуги мы брали существенно меньше, чем взимали крупные онлайновые торговые центры», — вспоминает в своей биографии миллиардер. Для сравнения, Rakuten брал с продавцов 500 долл. в месяц без процентов с продаж, тогда как другие торговые площадки — 3 тыс. долл. в месяц плюс проценты. При этом розничные продавцы, сотрудничавшие с Rakuten, оставались достаточно самостоятельными: они могли оформлять сайты по своему усмотрению, более того, компания предлагала им специальные инструменты, облегчающие оформление виртуальных витрин.

При строительстве своей компании японский предприниматель использовал опыт, полученный в США. При этом он пошел на неслыханное нарушение правил, принятых в японском деловом этикете: общаться только на родном языке. Единственным языком внутри Rakuten стал английский. Микитани так объясняет отказ от японского языка: «Ели спросить сотрудника-новичка, пойдет ли завтра дождь, то, отвечая на японском языке, он, скорее всего, скажет что-то вроде: «Хорошо бы, чтобы было солнечно». Он просто не чувствует себя обязанным говорить мне то, что я не хочу услышать. Он одновременно и отвечает, и не отвечает на мой вопрос. И языковые традиции разговорного японского отлично позволяют ему уклоняться от неудобного ответа, сохранять нейтралитет». С его точки зрения, английский язык и деловой этикет вынуждают собеседника отвечать четко и однозначно, что крайне важно для ведения бизнеса. Многие сотрудники плохо владели английским, поэтому их обязали после работы ходить на языковые курсы — к огромному их неудовольствию. Но Микитани ропот сотрудников не остановил. Более того, он подал им личный пример: начал изучать китайский.

А ему все мало

Чуть менее чем за 20 лет Микитани удалось создать настоящую империю с рыночной капитализацией в 16,54 млрд долл., на которую работают почти 11 тыс. человек. Компания предлагает не только возможность приобрести онлайн самые разные товары: от продуктов до электроники и от одежды до садовой техники, но и финансовые услуги, включая Rakuten Card и Rakuten Bank. Состояние основателя и главного акционера компании достигло 7,5 млрд долл., что ставит его на третье место среди самых богатых людей Японии по версии Forbes.

За последние несколько лет Микитани потратил на поглощения более 2 млрд долл. Он приобрел американского онлайн-ретейлера Buy.com, британского Play.com, канадского производителя ридеров Kobo. Самая крупная его покупка состоялась в феврале этого года: за 900 млн долл. японец приобрел мессенджер Viber.

Руководство Rakuten в июне дало понять, что готово к дальнейшим поглощениям. «Интернет и мир высоких технологий быстро развиваются, так что если будет намечаться хорошая сделка, мы рассмотрим ее», — заявил Bloomberg финансовый директор Rakuten Йосихиса Ямада. Впрочем, по мнению экспертов, Rakuten не стоит спешить с поглощениями. Как сказал Bloomberg фондовый менеджер Mizuho Asset Management Такаси Аоки, многие компании, приобретенные японским гигантом, остаются в минусе, и нужно в первую очередь подумать о том, как вывести их из красной зоны, и только затем рассматривать новые сделки.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий