13 медалей и четыре года
Триумф сборной России в командном зачете Олимпийских игр —это не только 13 наград высшей пробы. Это медали в десяти разных видах спорта. Такого разнообразия не было никогда в истории. Главный вопрос —продолжится ли тенденция через четыре года на Играх в Корее?
13 золотых медалей и первое место в общекомандном зачете —это хорошо само по себе. Но стоит разложить награды по полочкам, и картина станет еще краше. Сборная России выиграла золотые медали в шести видах спорта, а в десяти видах олимпийской программы она завоевывала награды иного достоинства. Фантастический результат, учитывая то, что еще 12 лет назад на Играх в Солт-Лейк-Сити она оказывалась конкурентоспособной лишь в четырех видах спорта.
Как ни смешно сейчас это будет звучать, но тенденцию новой стратегии России в зимних видах спорта задала провальная во всех отношениях Олимпиада в Ванкувере. Во всех, кроме того факта, что наша сборная выиграла медали в семи видах спорта. Уход от модели разделения программы Игр на медальные и все остальные виды произошел еще раньше —в 2006 году на Олимпиаде в Турине.
Независимой России от Советского Союза досталось богатейшее наследие в хоккее, лыжном спорте, биатлоне и фигурном катании. Спустя двадцать лет после Олимпиады в Лиллехаммере, когда наша команда впервые выступила под российским флагом, стоит констатировать: мы перестали быть гегемонами во всех перечисленных видах спорта, кроме фигурного катания. В хоккее Россия не выигрывала олимпийских наград с 2002 года. Последняя победа датирована и вовсе 1992-м, когда команда выступала еще под флагом СНГ. Катить по былым рельсам стало невозможно, а превращаться в аналог Франции, которая последние зимние Олимпиады обивает пороги первой десятки медального зачета, для России значит лишиться статуса великой спортивной державы.
Это только после Игр в Ванкувере слова министра спорта Виталия Мутко о том, что спорт —одна из немногих областей, где наша страна до сих пор занимает ведущие позиции в мире, казались забавными. Но на самом деле правды в них столько же, сколько в том, что сборная России выиграла Олимпиаду в Сочи. Это неоспоримый факт. Домашние Игры подтвердили, что Ванкувер стал крайней точкой падения, трагичным стыком окончательного ухода из нашего спорта великой советской школы и вступлением в свои права еще неоперившейся школы российской.
Но и полностью российской эту школу никак не назовешь. Главным тренером сборной по шорт-треку, принесшей в копилку три золотые медали Сочи, является немец Себастьян Крос. В бобслее этот пост занимает канадец Пьер Людерс, в скелетоне —немец Вилли Шнайдер. Из новых «золотых» видов спорта, пожалуй, лишь в сноуборде главным тренером работает россиянин Денис Тихомиров. Но здесь две медали высшей пробы завоевал натурализованный американец Вик Уайлд.
Перекупить лучших специалистов в своих видах спорта не самое сложное занятие. Добиться с ними высшего результата на Олимпиаде куда сложнее. Оставить после себя систему, а не выжженное поле —умение высшего класса. О подобной системе, да и то с некоторыми оговорками, можно говорить только в шорт-треке. Себастьян Крос уже намекнул, что после Сочи его пост может занять триумфатор Олимпиады-2014 Виктор Ан. Значит, преемственность уже есть. К тому же эстафетную гонку выигрывал не только Ан, но и его партнеры по команде, которые заметно повысили свой уровень с появлением в команде бывшего корейского подданного.
Но шорт-трек в России —это ведь пока не синхронное плавание или художественная гимнастика, где чуть ли не после каждой Олимпиады уходит одно поколение, а на его смену, как грибы, вырастает новое. О том, заработает ли эта система в остальных видах спорта, мы узнаем много позже —в 20-х годах, через две-три Олимпиады.
А вот ближайшее будущее предсказать совсем несложно: на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане сборная России выступит хуже, чем в Сочи. Это данность. В Ванкувере у Канады золотых медалей было 15, в Сочи —девять. У США в Солт-Лейк-Сити было десять, через четыре года в Турине —девять. Домашняя Олимпиада такая штука: чем выше взлетел, тем больнее потом падать. В таких видах спорта, как бобслей, скелетон или санный спорт, понятие «домашние стены» не эфемерное, патриотическое определение, а едва ли не ключевой фактор. Чем больше спусков по трассе ты совершишь, тем лучше ее изучишь. Надо ли говорить, что россияне в Сочи, канадцы в Ванкувере, а американцы в Солт-Лейке досконально знали особенности своего ледяного желоба и выигрывали там золотые медали? А перечисленные виды спорта —уже почти четвертая часть всей программы Олимпиады. А ведь есть еще фигурное катание, где на домашних Играх спортсмены по странной случайности получают очень высокие баллы.
Но будет ли выступление сборной России в Пхенчхане через четыре года плавным снижением или падением в пропасть? Если первое, то на Олимпиаде в Сочи окончательно состоялась команда новой России. Если второе —это был просто двухнедельный курс патриотических инъекций. Очень дорогостоящий, кстати.
Источник: РБК daily