Названы лауреаты ежегодного фотоконкурса World Press Photo — интервью с победителем Джоном Стэнмайером

Джон Стэнмайер —звезда журналов National Geographic и Time, фотограф, побывавший во множестве горячих точек и ставший свидетелем множества человеческих и природных катаклизмов. Нынешняя премия World Press Photo для Стэнмайера уже третья: пятнадцать лет назад он удостоился ее за снимки уличных беспорядков в Джакарте и Восточном Тиморе. Он снимал разрушенный после падения режима талибов Кабул и малярийных больных в Индии, пораженные СПИДом деревни в Бирме и ритуальные процессии на Бали. Редкие дни, свободные от обнажения больных мест современности, Стэнмайер проводит на ферме в Массачусетсе, где растит троих детей и управляет собственной кофейней. Выигравший снимок он сделал во время очередной командировки в Африке.

— Как получилась эта фотография? Что привело вас в Джибути?

— По заданию National Geographic мы повторили путь первых переселенцев из Африки —60 000 лет назад из эфиопской пустыни в Джибути шли наши далекие предки. Добравшись до города, я решил вечером прогуляться по берегу Красного моря —там я и увидел группу людей со смартфонами в вытянутых руках. Оказалось, что это мигранты из Сомали, которые пытаются поймать сигнал на своих телефонах —граница-то всего в 30—50 км, —и связаться с близкими. Мне это показалось очень символичным: люди, уехавшие на поиски лучшей доли, пытающиеся сохранить хоть какую-то связь с родными.

— А сами вы пытались поймать этот сигнал?

— Нет. У меня в телефоне была американская «симка».

— Вас часто заносит в неблагополучные места: вы были свидетелем войны в Афганистане, фотографировали на Гаити. Есть ли у вас как у фотографа некая общественная миссия: какого отклика вы хотите добиться своими снимками?

— Сейчас я не занимаюсь военной фотографией и предпочитаю концентрироваться на причинах конфликтов: растущая бедность, болезни, изменения климата, голод и так далее. Конечно же, у моей работы есть социальная составляющая: я пытаюсь заставить людей осознать необходимость решения глобальных проблем —они только на первый взгляд кажутся неразрешимыми, на самом деле выход довольно прост.

— Выставки World Press Photo иногда упрекают в том, что они чрезмерно педалируют темы, которые вы назвали. В какой-то момент ты перестаешь сочувствовать жертвам тирании или природных бедствий…

— Я не могу с этим согласиться —меня трогают все снимки, которые отбираются для их выставок.

— Вы прожили пять лет на Бали. Что вас там привлекло?

— Я вообще очень долго жил в Азии: в Гонконге, Индонезии. Бали мне показалось идеальным местом, куда можно перевезти семью: очень доброжелательные люди, климат прекрасный. Там я работал над книгой «Остров духов»: снимал на «Хельгу» древние обряды жителей. Там все проникнуто мистицизмом, духи предков очень многое значат для ныне живущих…

— Какой момент в вашей карьере был наиболее опасным?

— Таких моментов было огромное множество —но в детали я вдаваться не хотел бы.

— Сколько времени вы сейчас проводите дома? Кто занимается вашей галереей и кофейней Shaker Dam Coffeehouse?

— Я большую часть времени в дороге —сто или даже двести дней в году. У нас хороший менеджмент: когда меня долго нет, моя жена Анастасия решает только самые насущные вопросы. Зато когда я возвращаюсь домой, то больше всего времени провожу в кофейне —я вообще очень ценю кофе, могу целыми днями его готовить и болтать с посетителями.

— Откуда вообще возникла идея открыть свое дело?

— Первая галерея у меня появилась давно, еще когда я жил на Бали. Когда я вернулся в Массачусетс, то открыл еще одну —в бывшем хлеву у себя на ферме. Она пользовалась успехом, но нам с женой не хотелось, чтобы наш дом превратился в проходной двор. Поэтому мы перенесли ее в другое место, открыв по соседству кофейню —отличное сочетание, как по мне. Для меня важен этический момент производства кофейных смесей —чтобы они не производились в рабских условиях, и так далее… Поэтому я использую смесь Counter Culture из Северной Каролины —в ней я уверен. Выдающихся сортов я попробовал немало: но с тем, что я пил на острове Ява в Индонезии и в Эфиопии, ничто не сравнится.Источник: РБК daily

Комментариев нет

Добавить комментарий