Запредельный пляс с вампиром

На Чеховском театральном фестивале начались показы балета «Спящая красавица». Его поставил британец Мэтью Боурн в собственной компании New Adventures.

В английской «Спящей красавице» всем известный сюжет переосмыслен в русле страшной сказки для взрослых. Но прежде постановщик предлагает вкусить британского колорита. В сцене дня рождения (это 1911 год) лорды и леди чинно прогуливаются в розовом саду и играют в теннис на лужайке под сенью парковой скульп­туры. Оба эпизода сопровождаются танцами крылатых вампиров: как положено в сказке, феи вмешиваются в жизнь смертных. Злые силы во главе с Феей Карабос и ее никогда не улыбающимся сыном Карадоком противостоят друзьям королевской семьи — Графу Сирень со свитой. Порхающая сиреневая стайка в красивых парчовых обносках с волшебными свечами в руках защитит людей от происков потусторонних злодеев. А заодно подарит новорожденной лучшие качества: в танцевальных выходах фей Страсти, Изобилия, Возрождения, Духа и Темперамента флюиды перечисленных явлений дождем льются на Аврору.

Эта принцесса, юная леди и сорванец одновременно, запросто флиртует с Лео — своим садовником и егерем. Их дуэт на садовой скамейке в разгар грозы полон лукавой эротики, а на солидного жениха с моноклем девица не обращает внимания. Момент укола Авроры шипом черной розы напоминает знаменитую сцену сумасшествия в «Жизели»: все цепенеют от ужаса, а героиня мечется в толпе с безумным взором.

Через сто лет, в наши дни, возле зачарованного замка под уханье сов бродят туристы в джинсах и кроссовках, щелкая друг друга на мобильники на фоне заросшей решетчатой двери. На ней красуется надпись Private property. Сын Карабос караулит в изголовье кровати и, не дожидаясь прихода бывшего садовника, нетерпеливо целует Аврору в губы. Лео (он тоже стал добрым вампиром) после долгожданного пробуждения невесты остается с носом — злой вампир с помощью черных скелетов-прислужников уводит Аврору за собой. Одетую в белое принцессу чуть не отдадут на заклание, но в последний момент спасут. Полуголый Карадок, покрытый татуировками, с утробным ревом погибнет от собственного оружия, воткнутого Сиренью в холодное вампирское сердце.

Надо отдать должное неутомимому Боурну: он не упустил ничего из воображаемого списка рекомендаций «как сделать балетный бестселлер». Народ не высидит в театре несколько длинных действий? Боурн безжалостно кромсает Чайковского, сокращая действие. Нынешний зритель воспитан на клиповой картинке с изменчивым визуальным рядом? Хореограф, творящий смесь дансинга с классикой, тоже не грузит народ развернутыми длительными ансамблями, как бывало в балетной классике. Яркость красок на сцене всегда привлекает? Пригласим отменного дизайнера, чтоб глаз не оторвать. Современный танец зачастую грешит смутными концепциями? А у нас все понятно — «вкусной» пантомимы хоть отбавляй. Зрелище, конечно, целлулоидное, но очень увлекательное. Смесь англий­ского снобизма с вампирской атрибутикой. Динамика действия, умелая режиссура вкупе с завораживающей работой сцено­графа Леза Бразерстона и отдача английских танцовщиков — все вместе держит зрителей в не­ослабном напряжении. Суще­ствуя в профессии с 80-х годов, Боурн знал, что делает: чутье на победу у будущего хореографа вылупилось из подростка Мэтью, с 14 лет охотящегося за автографами в лондонском театральном Вест-Энде.Источник: РБК daily

Один комментарий

Добавить комментарий