Японских потребителей напугали новым налогом
Март порадовал японских ритейлеров: покупатели буквально сметали с полок супермаркетов туалетную бумагу, подгузники, рис быстрого приготовления, напитки, сигареты и другие товары повседневного спроса. Причиной активного шопинга японцев стало решение властей с 1 апреля повысить налог с продаж — с 5 до 8%.
Повышение этого налога — первое за последние 17 лет — приведет к подорожанию товаров для потребителей, и японцы серьезно подготовились к этому. Мартовский бум продаж ощутили на себе производители не только товаров повседневного спроса, но и товаров длительного пользования. Мебель и техника для дома, холодильники и посудомоечные машины, косметика Shiseido и часы Rolex были самыми востребованными наименованиями в марте, передает Bloomberg со ссылкой на представителя одной из крупнейших японских розничных сетей Aeon. Продажи в магазинах Aeon начали расти в конце 2013 года и достигли своего максимума в марте, когда выручка взлетела на 20%. О росте продаж сообщил и автоконцерн Toyota: спрос на автомобили представительского класса Lexus в феврале вырос на 16%.
Впрочем, ритейлеры не спешат радоваться мартовскому наплыву покупателей: теперь, когда цены выросли, клиенты могут потерять охоту тратить деньги. Подобная ситуация в Японии была в 1997 году, когда налог с продаж повысили с 3 до 5%. Правда, тогда это совпало с азиатским финансовым кризисом и рецессией, с последствиями которой — в том числе затяжной дефляцией — правительство борется до сих пор.
Если эффект от повышения налога для недорогих товаров повседневного спроса, вероятно, будет кратковременным, то продажи более дорогих наименований будут восстанавливаться гораздо дольше. «Если вы приобретаете дом за 50 млн иен, то увеличение налога с продаж на 3 п.п. будет эквивалентно 1,5 млн иен. Это действительно много», — говорит ведущий стратег Okasan Online Securities Йошихиро Ито. Та же Toyota собирается сократить производство на внутреннем рынке на 5% в 2014 году, а ассоциация автопроизводителей Японии прогнозирует, что с ростом налога спрос на автомобильном рынке Японии — третьем по величине в мире — рухнет на 16% в 2014 финансовом году (начался 1 апреля).
Ведущий экономист Mizuho Research Institute Ясуо Ямамото полагает, что удар по экономике от нынешнего повышения налога может оказаться даже более болезненным, чем в 1997 году. Тем более что к октябрю 2015 года правительство премьера Синдзо Абэ, поставившее перед собой задачу снижения долгового бремени, планирует увеличить налог с продаж еще раз — до 10%.
Некоторые экономисты пытаются оценить последствия повышения налога, основываясь на динамике спроса в преддверии этого события: чем стремительнее растет спрос на товары до повышения, тем более значительным будет его сокращение после, пишет Reuters. В 1997 году продажи росли равномерно в течение четырех кварталов, прежде чем взлететь в финальные три месяца на 40% в годовом выражении. На сей раз, кроме интенсивного роста продаж автомобилей, потребление других групп товаров, например бытовой техники и электроники, в течение последних двух лет изменялось незначительно. А потребительские расходы в Японии в феврале и вовсе снизились в годовом исчислении на 2,5%, правда, винят в этом метели и холодную погоду.Источник: РБК daily