Ходорковский: моя временная эмиграция облегчила Путину принятие решения
Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский дал первое интервью после освобождении. Находясь в пятизвездочной гостинице Берлина, он рассказал подробности о прошении Путину, своем пути из колонии, временной эмиграции и том, почему для него недопустимо было признать свою вину.
«Я не могу исключить тот факт, что мне в связи с известными вам обстоятельствами (тяжелой болезнью матери) все равно нужно было в какой-то момент выехать за границу в Берлин. И это серьезно повлияло на принятие решения. Если бы у мамы была перспектива находиться в Москве, думаю, — это мое предположение, — что решение Владимир Владимирович принимал бы с большим трудом», — рассказал Ходорковский в интервью журналу The New Times. Экс-глава ЮКОСа понимал, что может улететь в Берлин, но если вернется в Россию – второй раз могут за границу и не выпустить. Так и получилось, что он сначала оказался в Берлине, а его семья – в России.
На вопрос о том, была ли временная эмиграция условием освобождения, Ходорковский заявил, что это лишь облегчило президенту принятие решения. «И когда сейчас пишут, что приезжали какие-то представители спецслужб в лагерь, а я задавал им какие-то дурацкие вопросы, о которых сейчас пишут, — ничего это не было. Потому что мы с Владимиром Владимировичем слишком давно друг друга знаем. И нам не нужно произносить лишних слов для того, чтобы получить заранее читаемый и понимаемый ответ», — заявил Ходорковский. Он сказал, что вернется в Россию. Вчера пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Михаил Ходорковский, который был помилован спустя 10 лет и улетел в Германию, волен вернуться в Россию. При этом Песков не уточнил, существуют ли какие-либо условия, связанные с освобождением Ходорковского.
По его словам, 12 ноября состоялся разговор, в ходе которого он и принял решение: признавать вину нельзя, а ситуацию с мамой упомянуть нужно (тогда она находилась в больнице Берлина). «Но признание вины имело бы вполне конкретные последствия для очень широкого круга людей, которых мне подставлять никак не возможно. В этот раз мне сказали: не надо писать признание вины», — отметил он. Условий не заниматься политикой ему не ставили. Исков к главе Роснефти Игорю Сечину он подавать не собирается.
Услышал о помиловании Ходорковский по радио. Собрал вещи в колонии он заранее – главными были бумаги. Потом его провезли в аэропорт к, предположительно, ведомственному самолету. «Пассажиров не было, было двое сопровождающих. У нас, говорят, задача вас сопроводить до Санкт-Петербурга, там вас будет ждать самолет», — сказали ему. Что касается документов, то паспорт свой он забыл в колонии. «Мы прилетаем в Санкт-Петербург, они говорят, эти ребята, которые со мной летели: вот вам паспорт. И дают мне паспорт заграничный. Надо расписаться. Я расписываюсь в этом паспорте. Прямо в самолете. И говорят: «Дайте нам этот паспорт, мы вам поставим вылет». Забрали паспорт, пошли, поставили вылет, вернули мне паспорт с вылетом уже из РФ», — рассказал Михаил.
«За 10 лет я превосходно научился понимать, какие у кого полномочия и кто принимает решения. По мне решение принимает один человек. Все 10 лет. Один человек. Все остальные в пределах этих глобальных решений могут пять копеек добавить или убавить», — отметил он. Ходорковскому никто не говорил, что он прилетит в Германию, но он это и так просчитал. «Мы с ними сидели общались, потом прилетела эта «сесна», меня проводили до нее», — сказал Ходорковский. А потом приземлился в Берлине.
20 декабря президент Владимир Путин подписал указ о помиловании Ходорковского. Вечером того же дня Ходорковский вылетел в Германию. В аэропорту Берлина бизнесмена лично встречал бывший министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер.
Ходорковский выступил с первым официальным заявлением на свободе. В своем обращении он подчеркнул, что в прошении о помиловании вопрос о признании вины не ставился. Также он поблагодарил всех тех, кто эти годы следил за судьбой ЮКОСа.
Дело ЮКОСа и его бывшего владельца Михаила Ходорковского одно из самых громких в России. Расследование против бывших совладельцев компании Михаила Ходорковского и Платона Лебедева началось в 2003 году. В конце 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил каждого к 14 годам колонии по обвинению в хищении 200 млн тонн нефти и отмывании денег.
6 августа Верховный суд России смягчил приговор экс-главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому и бывшему руководителю МФО «Менатеп» Платону Лебедеву по второму делу ЮКОСа. Срок для каждого фигуранта резонансного дела снизили с 11 лет до 10 лет 10 месяцев. С учетом этих изменений срок заключения Ходорковского закончится в августе 2014 года, Лебедева — в мае 2014 года. Сроки исчисляются с 2003 года, когда оба обвиняемых были арестованы по первому делу ЮКОСа. При этом полностью отменить приговор или снизить срок до фактически отбытого и освободить фигурантов Верховный суд отказался.
Источник: РБК daily