Возвращение «Царской невесты» на сцену Большого
Опера «Царская невеста» — трагическая мелодрама из эпохи Ивана Грозного и девятая опера Римского-Корсакова. Композитор справедливо гордился своим творением, утверждая, что по певучести и изяществу со времен Глинки подобных оперных ансамблей не было. Дирижировать премьерой 22 февраля будет Геннадий Рождественский.
Эта музыка богата переживаниями: величавая торжественность, любовная идиллия, молодецкий разгул, мучительная скорбь и отголоски русских плясовых песен. «Царская невеста» возвращается в афишу Большого театра под грифом «капитальное возобновление и новая сценическая редакция». Спектакль будет идти, как и прежде, на Исторической сцене. Но опера ставится не с нуля: «Царская невеста» десятилетиями не покидала афишу Большого театра, и все это время спектакль шел в знаменитых «древнерусских» декорациях художника Федора Федоровского, отобразившего время (1572 год) и место действия (Александровская слобода).
Федоровский, любимец Сталина, автор макета рубиновых звезд на башнях Кремля, стал одним из создателей стиля «большой советской оперы», в которой важной частью были живописная, броская, псевдоисторическая сценография. Художник «Бориса Годунова» и «Царской невесты» много времени уделял русским операм, и публика восторгалась эпическим размахом, с которым он изображал монастыри, церковные купола, избы и терема, не говоря уже о пышных, богатых костюмах.
Сценография Федоровского объявлена в Большом особой культурной ценностью, и режиссеру Юлии Певзнер поставили задачу: вписать концепцию в рамки заданного визуального пространства. Ожидать серьезных режиссерских новаций не стоит: «Царская невеста» в Большом театре была и будет сугубо реалистическим спектаклем, хотя Певзнер подчеркивает: мы в театре, а не на лекции по истории быта, и главное — показать душевные порывы героев оперы, особенно мрачные страсти, обуревающие «отрицательных» персонажей.
«Царская невеста» — история про любовь и ревность, а это вечные чувства, вписанные в старинную оправу. Переживания, согласно либретто, испытывают все: и прекрасная дочь купца Марфа Собакина, и ее жених боярин Лыков, и влюбленный в Марфу Григорий Грязной, и брошенная им любовница Любаша, поклявшаяся сжить соперницу со света, и вожделеющий Любашу царский лекарь Бомелий, и глава опричников, кровопивец Малюта Скуратов. Даже влюбившийся в Марфу царь Иван Грозный — бессловесный эпизодический герой. В спектакле будут петь гусляры, шуметь хмельные пирушки, подливать ядовитое зелье в чарки с медом, беситься от ревности, закалывать кинжалом роковую женщину и, затаив дыхание, слушать рассказ о свадебных смотринах у царя. А финал заставляет пустить слезу не одно поколение зрителей.Источник: РБК daily