Военные действия на юго-востоке Украины стали интенсивнее, переговоры не начались
Публичный переговорный процесс по деэскалации на Украине так и не начался. Правительственная армия на минувшей неделе перешла в контрнаступление, одержала ряд побед, но понесла большие потери. У Киева по-прежнему нет военной стратегии, констатируют эксперты.
Наступление на Донбассе
По словам президента Петра Порошенко, армия в ходе наступления на минувшей неделе установила контроль над 11 населенными пунктами, захваченными ранее формированиями донецких и луганских ополченцев, в том числе и над Мариуполем. Президент распорядился перенести в Мариуполь донецкую облгосадминистрацию. Впервые с начала мая над городским советом вывесили украинский флаг.
Одновременно продолжался натиск на Славянск, Краматорск и Дружковку, в 200 км севернее Мариуполя. Представители командования АТО заявили о больших потерях среди ополченцев (50 убитых, 150 раненых).
Как отмечает военный эксперт Алексей Арестович, действиям украинских военных мешает то, что президент страны пока не может определиться с тем, кто должен командовать силами АТО: «В операции участвует множество соединений, в том числе Минобороны, МВД, СБУ, которые действуют разрозненно, достигая локальных успехов».
По мнению украинского политолога Тараса Березовца, пока рано говорить о том, что у командования украинской армии появилась своя стратегия. «Есть лишь набор тактических действий. Стратегия появится с новым министром обороны и чистками в Генштабе», — заметил Березовец.
Катастрофа под Луганском
В ночь на субботу украинская армия понесла самые большие потери с начала антитеррористической операции. Ополченцы ЛНР сбили грузовой самолет украинских ВВС Ил-76. Он разбился при заходе на посадку в аэропорту Луганска, подвергшись обстрелу из зенитной установки и крупнокалиберного пулемета. Погибли все 49 человек, находившиеся на борту.
Ранее глава ЛНР Валерий Болотов заявлял, что у республики есть свои силы ПВО, «которые будут сбивать все самолеты на подлете к городу». После гибели Ил-76 луганские ополченцы подтвердили, что именно они выпустили ракету по заходившему на посадку грузовому самолету. Впрочем, уже в воскресенье представитель ополчения заявил РИА Новости, что, скорее всего, самолет сбили сами украинские военные.
По оценкам агентства УНИАН, после гибели Ил-76 потери украинской армии в ходе антитеррористической операции достигли только убитыми 100 человек.
Забор на границе
В субботу НАТО обнародовало спутниковые изображения, которые, по мнению экспертов альянса, подтверждают ввод на территорию Украины военной техники, которая ранее базировалась на российских военных базах. Снимки показывают расположение трех танков сначала на российской военной базе в Новочеркасске Ростовской области, а затем на украинской территории — в районе Донецка и города Снежный.
По оценкам Арестовича, на украинскую территорию переброшено уже 12 российских танков. При этом, убежден эксперт, российские подразделения сопровождают боевую технику, проникая вглубь украинской территории на 3—5 км, осуществляя разведку, перехватывая переговоры украинских военных.
И.о. министра иностранных дел Украины Андрей Дещица пообещал поставить вопрос о полном закрытии границы с Россией, а губернатор Днепропетровской области олигарх Игорь Коломойский предложил президенту Порошенко проект строительства стального забора на границе Украины и России. Длина сооружения должна составить около 2 тыс. км, а общая стоимость строительства — более 100 млн евро.
Председатель комитета сената США по международным делам Роберт Менендес в связи с сообщениями о переброске российских танков призвал руководство страны ввести точечные санкции по отдельным отраслям экономики России.
А российские политики прямо говорят о необходимости прямой военной помощи ополченцам. 12 июня в прямом эфире канала «Россия-1» председатель комитета Госдумы по делам семьи, детей и женщин Елена Мизулина заявила: «Что, мы удержим наших мужиков? Они, естественно, идут добровольцами. И пусть идут. Нам надо поддержать тех, кто идет добровольцами, потому что важно эту ситуацию удержать».
«Россию провоцируют не на ввод войск, а на сдачу Донбасса, и Москве нужно вести себя так же, как вели себя США, Франция и Великобритания в ситуации с Ливией: объявление бесполетной зоны, финансовая и военно-техническая помощь восставшему населению, — сказал РБК член Общественной палаты Сергей Марков. — Путь к миру лежит через помощь антифашистскому Донбассу и другим юго-восточным территориям — Одессе, Днепропетровску, Харькову».
Атака на посольство
В субботу у посольства РФ в Киеве собрались несколько сотен демонстрантов. Они возложили на Россию ответственность за сбитый в Луганске Ил-76. С помощью автомобильных покрышек протестующие перекрыли выезд из здания дипмиссии, а само здание забросали яйцами, сорвав с фасада российский флаг. Несколько машин посольства были перевернуты, у других прокололи шины. Вечером здание закидали дымовыми шашками и выбили стекла.
В МИД Украины объявили, что были некие провокаторы, троих из которых удалось задержать. С осуждением действий демонстрантов выступили представители ЕС, МИД Франции и других стран. Однако российский проект резолюции СБ ООН по этому поводу был заблокирован.
В четверг, накануне обострения обстановки, Порошенко провел телефонные переговоры с Владимиром Путиным — по официальным данным, о шагах по прекращению огня и разрешению ситуации мирным путем. Но сообщений о начале переговоров и отправке в Киев российского переговорщика не прозвучало.
Насколько известно, переговорщиком с российской стороны сейчас выступает посол России Михаил Зурабов, и это не случайно: они с Порошенко давно и хорошо знают друг друга, говорит российский политолог Алексей Чеснаков. Но успех этих переговоров зависит не только от двух сторон, а еще и от внешних факторов и неожиданностей, отмечает эксперт, например, уже нельзя не учитывать темы со сбитым военно-транспортным самолетом и нападением на посольство в Киеве.Источник: РБК daily